Давно позабытые лица - Караван
  • $ 484.37
  • 531.06
+12 °C
Алматы
2024 Год
7 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Давно позабытые лица

Давно позабытые лица

Задумывались ли вы когда-нибудь, что выброшенная вами крышечка из-под кока-колы или разбитая дешевая китайская ваза через 100-200 лет будет предметом торга в антикварных лавках или просто "ходовым товаром" среди маргиналов на загадочных блошиных рынках будущего?

  • 14 Июля 2009
  • 1490
Фото - Caravan.kz

А через каких-то тысячу лет они вполне вероятно станут предметом жарких дискуссий и исследований вполне себе серьезных людей с учеными степенями? Они будут крутить и вертеть ваш мусор, который к тому времени превратится в артефакт эпохального значения! Трепетно засовывать его и хитроумные приборы, устраивать семинары и получать инфаркты и инсульты, отстаивая свою точку зрения, например такую, что бутылочные закрывашки являлись важным атрибутом ухаживания за самками…
Я ехал на Зеленый базар, но трижды объехав рынок, и не найдя парковки, оставил авто за три версты, обрекая себя на путь по жаре вдоль самостийного рынка прямиком к настоящему.
По обе стороны дороги, зимой и летом, аккуратно сложив на газетах всякое барахло, сидят горе-торговцы, продавая буквально все: от застиранных мягких игрушек до старинных фотографий. И вот я уже стою и не верю своим глазам: фотографии вековой давности, место которым, если не в музее, то как минимум в частной антикварной лавочке, валяются на земле между CD-диском группы Kiss и журналом «Крестьянка» за май 1989 года.
Меня всегда привлекала история удивительного города Алматы, его немногочисленные сравнительно старые строение, а когда совсем недавно горел дом тканей Кызыл Тан (бывший торговый дом купца И.Габдувалиева), сердце буквально кровью обливалось: торговый домик-теремок, похожий на тортик, венец тогдашней архитекторской мысли пылал в крепких объятиях безразличного пожара…
Вот тогда мне и представились на мгновение модники столетней давности, гуляющие у нового Торгового Дома в сверкающих штиблетах с тросточками, и поглядывающие в пенсне на молоденьких барышень из близлежащей верненской гимназии…
…Продавец старый, щупленький с одним единственным тоненьким усиком справа, любезно продемонстрировал «черно-белое золото». Целую пачку фото-раритетов! Среди них — две совершенно разные фотографии одного и того же класса женской верненской гимназии (1915 и 1916 гг), классическая гимназическая форма как бы подчеркивает тот факт что, крейсер Аврора еще не стрелял по Зимнему дворцу, и красные косынки с кожаными куртками не мелькали по улицам нашего города…
Также поразило исключительное качество работ, и вот она подпись — «Иосиф Махницкий» — мастер, более того известный тогдашний мэтр своего дела в г. Верном! И тираж не более 30 штук (каждой гимназисточке — по карточке)!
А после октября 1917 года образованность, как первый признак личного и буржуазного достатка, станет крайне опасной приметой, и люди начнут избавляться от «улик», указывающих на классовую принадлежность, пряча фотографии по чердакам или просто безжалостно сжигая доказательства своего дворянского дореволюционного положения…
Было жалко оставлять их на тротуаре. Я забрал все оптом — за 4 тысячи тенге.
Если вы думаете, что я купил их по дешевке, то глубоко ошибаетесь: в любой антикварной лавке вам предложат не более пятисот тенге за экземпляр.
И я, уже в который раз, поймал себя на ощущении, что такие магазинчики у нас рассчитаны на людей с серьезной наркотической или алкогольной зависимостью, нуждающихся в срочной дозе отравы. Именно эти «поставщики» отнесут туда за гроши предметы априори бесценные, никак невосполнимые и невоспроизводимые заново.
Есть еще и музеи (куда, разумеется, следует сдавать экспонаты на безвозмездной основе), но непонятна схема, по которой можно отследить, будут ли они там храниться или уйдут, например, к частному коллекционеру.
По возвращении домой меня охватило какое-то странное чувство: стало отчаянно-жалко и дядьку с редкой порослью под носом с одной стороны лица, и гимназисток верненского училища, а главное — себя. Ведь время летит так стремительно, сегодня у тебя нет усов, завтра они выросли и стали просто роскошными, потом вдруг поредели, и вот ты уже стоишь с одним усом и торгуешь фотографиями не намного старше себя…
И я твердо решил: передам фотографии в краеведческий музей, если возьмут. А к продолжению обеих фото-историй — верненской и личной — непременно вернусь в следующий раз…

Фото и текст специально для caravan.kz, Евгений Гульшин