Давайте верить мирно! - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+20 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Давайте верить мирно!

Давайте верить мирно!

По мнению ученых института философии и политологии МОН РК, значительно возросла восприимчивость казахстанцев к религиозному воздействию. Главная причина - отсутствие объединяющей людей государственной идеологии.

  • 10 Июля 2002
  • 978
Фото - Caravan.kz

Человеку необходимо во что-то верить так же, как заботиться о ком-то и кого-то любить. Время идеологического насилия давно прошло, страницей истории стали разрушенные храмы и научный атеизм. Сегодня каждый может выбрать себе «опиум» по душе, тем более, что, несмотря на многолетние коммунистические потуги, зомби с единством убеждений из нас так и не получилось. Современные молодые люди, наверное, даже не знают автора революционного выражения «религия — опиум для народа». По данным опроса Ассоциации социологов и политологов РК, 39 процентов юных респондентов — приверженцы ислама, 26 верят в Христа, 0,2 процента ходят в синагогу, а 0,5 — буддисты. 27,5 процента не исповедуют никакой религии. А ведь есть еще бахаи, адвентисты, баптисты, кришнаиты — все эти более «экзотические» конфессии социологи объединили разделом «другие» и обнаружили, что их предпочитают 3,4 процента отпрошенных. Юный ум хотя и пытлив, но в то же время подвержен влиянию по причине не сформировавшегося внутреннего «я». Поэтому участники научно-практического семинара «Религиозная ситуация в Казахстане: анализ и прогнозы» были озабочены в большей степени тенденциями среди подрастающего поколения, которому теоретически, как никогда, предоставлена свобода вероисповедания.
Сегодня нигде не учатся и нигде не работают 80 тысяч молодых казахстанцев. Чем заняты их головы, что в их душах, каким они видят будущее свое и своей страны? Похоже, государство это не очень-то волнует. Коррупция в системе высшего образования, безработица, бедность — как бы привычные атрибуты нашей жизни. Вчерашние школьники зачастую остаются с суровой реальностью один на один. Здесь-то и появляются различные миссионеры, чувствующие отличную нишу для своей деятельности. В прошлом году правоохранительными органами Казахстана задержано 120 иностранных граждан, пропагандирующих религиозный экстремизм. 77 из них привлечены к административной ответственности, 5 — к уголовной, остальные выдворены за пределы республики. Кстати, в 60 странах мира въезд иностранных миссионеров частично ограничен или запрещен вовсе. К нам пока носители откровений попадают свободно, да и чувствуют себя довольно уверенно — не каждый же день проводятся проверки направления их хлопотливой деятельности. «Анализ всех фактов правонарушений в сфере религиозных отношений свидетельствует, что большинство из них стали возможными вследствие несовершенства законодательства, регулирующего деятельность религиозных объединений», — считают экстремисты Международного совета миссий. Это относится и к Казахстану. У нас в прошлом году выявлено 753 незарегистрированных религиозных объединения. Кто-то не видит в таком факте ничего опасного — ну, не заявили проповедники о себе вовремя, дело-то мирное, к чему такой формализм разводить. Доверчивые граждане просто не знают, к чему могут привести простые слова и обыкновенные, на первый взгляд, книги. Пресловутый «Хизбут тахрир», несколько активистов которого задержаны на днях, сотрудниками КНБ, яркий тому пример. В нынешних условиях растущего терроризма государство просто не может благодушничать, если хочет сохранить стабильность в стране. О совместных усилиях в борьбе с экстремизмом любых форм и обличий говорили и президенты на недавнем безгалстучном саммите в Актау. Впрочем, говорят об этом давно. Многие считают, что вмешательство государства в дела «высших сил» нужно свести к минимуму и лишь в тех случаях, когда какая-либо религиозная организация нарушит закон, подключаться по полной программе. Сдается мне, тогда уж поздно будет.
Именно принципы взаимоотношений государства и конфессий, изложенные в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций» вызвали ожесточенные дискуссия в обществе. Как известно, Конституционный совет РК, проверив по поручению главы государства ряд положений, завернул проект, как противоречащий Конституции страны. Каким будет новый вариант — пока неизвестно. Ясно одно: необходима система критериев для оценки идеологии религиозных учений. Иначе легко встать на уже проторенный путь наклейки ярлыков.
Сегодня в Казахстане — более 2500 религиозных объединений. Если в первые годы суверенитета по инерции главенствовали две силы — Русская православная церковь и Духовное управление мусульман, которые ухитрялись ладить с советской властью, то вскоре о своих богах все громче заговорили и другие. Теперь уже никого не удивляет, что открываются уйгурские, дунганские, ингушские мечети. Но здесь встает проблема их мирного сосуществования — ведь любое обострение межконфессиональных отношений, как искра, спровоцирует межнациональный конфликт. Все мы знаем, как это страшно. Поэтому государство должно очень тонко поддерживать согласие между конфессиями — ибо это есть одна из главных гарантий стабильности в стране. Какой должна быть государственная политика в отношении религии, чтобы и истинно верующих не ущемить, и развитие экстремизма пресекать в корне — вопрос чрезвычайной сложности. Тем более, что противопоставить слову божьему нечего. А человек должен во что-то верить.