В ходе погромов в Таразе погибли сотрудники правоохранительных органов. Конечно, они не ожидали вооруженного нападения. Это только потом выяснится, что среди мирных демонстрантов оказались подготовленные террористы, целью которых был захват власти. Они не жалели никого – ни правоохранителей, защищавших закон и порядок, ни обычных граждан, оказавшихся на их пути…
БЕЗ СТРАХА ПЕРЕД ПУЛЯМИ
Среди погибших правоохранителей – начальник Антитеррористического центра КНБ Жамбылской области подполковник Дастан АДИЛЬБАЙ. Недавно в Сети распространили видеокадры, где запечатлены его последние мгновения жизни. Он вышел вместе с товарищами во двор департамента под пули террористов. Вышел, не прячась за стенку или за спины товарищей. В этот момент его и ранили.
– Я с болью в сердце пересматривал эти кадры, – рассказывает отец погибшего Адильбай ШАТЫРБАЕВ. – Сначала был в негодовании – почему он так поступил? Ведь в ту ночь на здание департамента КНБ области вооруженные люди нападали 3 раза. Первые две атаки были отбиты. Затем защитникам здания предстояло встретить подкрепление, и они должны были выйти во двор. Дастан вышел сам без страха, хотя как начальник мог отправить любого другого. Но сейчас я понимаю, что он иначе поступить не мог. Не мог рисковать жизнями других парней, своих подчиненных.
Дастан с самого детства был лидером среди ребят, душой любой компании. И точно так же – в своем коллективе. О своей работе в силу специфики он не говорил. Но сейчас его коллеги рассказывают родителям, каким профессионалом он был на работе. Деятельность Антитеррористического центра он поднял на новый уровень и всегда добивался поставленных целей.
В жизни Дастан был таким же принципиальным, но добродушным человеком.
– У меня двое сыновей и дочь, – рассказывает Адильбай. – Дастан постоянно посещал детские дома, занимался благотворительностью. Очень любил свою семью. Кроме жены, у него остались четверо детей, в которых он души не чаял. Они до сих пор не могут поверить в произошедшее. Но понимают, что их отец погиб патриотом своей Родины, настоящим героем. И хотят быть такими же патриотами, как он. Свои чувства мне тоже сложно скрыть: поверьте, пережить смерть сына – это очень тяжело. Испытываешь непередаваемую душевную боль, хотя пытаешься убедить себя, что время лечит, что жизнь продолжается…
ДОСТОИН ЗВАНИЯ ГЕРОЯ
Конечно, жизнь человека уже не вернуть. Но, на наш взгляд, пример Дастана, ценой жизни вставшего на защиту интересов своей родины, своего государства, достоин самой высокой награды – "Халық Каһарманы". Но почему-то ему посмертно вручили лишь орден "Айбын" 2-й степени. Такой орден, даже первой степени, получают многие военнослужащие, и даже не за боевые заслуги.
Почему же в отношении руководителя Антитеррористического центра, не побоявшегося дать отпор террористам, отдавшего жизнь за спокойствие граждан, допущена такая несправедливость?
– Я не сомневаюсь, что многие казахстанцы вышли в те дни на мирный митинг, чтобы выразить свою политическую волю. Но не сомневаюсь и в том, что ситуацией воспользовались криминальные элементы, которые, как сказал Президент страны Касым-Жомарт Токаев, ставили целью государственный переворот. Сейчас известно, что в Алматы действовали лагеря боевиков, где готовились подобные акции. На здание КНБ в нескольких областях страны нападали профессионально подготовленные люди, вооруженные автоматами и имевшие бронежилеты. Они целенаправленно захватывали здания силовых ведомств. Сотрудники нашего департамента КНБ не допустили террористов к оружию, отбив их атаки. А мой сын сделал это ценой собственной жизни…
Действительно, в ту ночь, по словам очевидцев, нападавшие устроили настоящий штурм здания.
– Они закидывали здание гранатами, обстреливали окна из автоматов и явно никуда не собирались уходить без выполнения поставленной цели. Для них это был стратегически важный объект. Его захват грозил городу большими неприятностями. Сотрудники департамента это прекрасно понимали, потому стояли насмерть, – рассказывает очевидец тех событий. Было ясно, что террористы нас не выпустят и всех положат. Шквальный огонь продолжался до утра.
Кстати говоря, сотрудники КНБ ждали подкрепления, которое так и не прибыло… Они отбили атаку собственными силами, хотя многие не были подготовлены к такому развитию событий и никак не думали, что в мирное время возьмутся за оружие для защиты страны. Они были едва ли не единственными в городе, кто разобрался в ситуации и сумел дать отпор террористам.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Сегодня в Жамбылской области уже ничего не напоминает о прошедших погромах. Здания КНБ и полиции отремонтированы, мирная жизнь вернулась на улицы города. Только вот в сердцах родителей Дастана и его близких навсегда остались раны и острая боль потери дорогого человека, отдавшего свою жизнь в защиту своей страны…
– Как мы узнали об этом известии? – задается вопросом Адильбай Сарсенович. – Мы отдыхали в Турции, куда нас отправил на Новый год Дастан. – Когда узнали о происходящих в Казахстане событиях, стали звонить и писать родным. Но связи не было, Интернет был отключен. Сердце у нас с супругой было не на месте – чувствовалось, что происходит что-то страшное, и наш сын – в эпицентре событий. На душе было тяжко, и вскоре мы узнали, что он ранен. Срочно вылетели домой через Бишкек. Нам говорили, что он в больнице, но пока доехали домой, сообщили, что он скончался…
Отец Дастана установил на могиле сына плиту, благоустроил территорию. С финансированием помогли в департаменте КНБ. Кроме того, на территории самого департамента установлена мемориальная доска как свидетельство геройского поступка Дастана Адильбая. Только хотелось бы, чтобы и государство по достоинству ценило своих сыновей, готовых пожертвовать жизнью ради спокойствия страны…
ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ