Постоянная задолженность жильцов их раздражает, ибо персонал КСК остается без денег для удовлетворения своих личных потребностей. Шутка ли, 45,5% ежегодного начисления эксплуатационных расходов в большинстве КСК Уральска уходит в фонд заработной платы. Оставшаяся мелочь должна бы уж идти на эксплуатационные нужды, но и здесь находятся смельчаки, которые занимаются самым настоящим разбазариванием.
Самих жильцов также никогда не удовлетворяла работа КСК.
С самого начала КСК зарекомендовали себя с отрицательной стороны, бездействие их работников, кормящихся на кровные деньги жильцов, раздражала последних. Многочисленные жалобы в различные инстанции также ничего не давали, ибо контролирующие и прочие органы враз заявляли, что раз жильцы сами создали КСК и вошли в них добровольно, то следовательно, сами и должны разбираться в сложившейся ситуации. Образовался замкнутый круг, куда никто из властей имущих не желал вмешиваться. А это на руку только председателям КСК, которые ворочают народными средствами, причем наличными.
Впервые за все время существования КСК в Уральске прокуратура Западно-Казахстанской области, после многочисленных жалоб населения решило все- таки проверить, а что же на самом деле творится в этих КСК? То, что происходит в КСК вызвало самый настоящий шок у видавших виды прокуроров. На каждом шагу нарушение закона, можно каждого председателя КСК брать и привлекать к ответственности. Да и государственные органы, призванные следить за порядком здесь, также проявляли все это время халатность и безразличие к происходящему. Члены кооперативов, то бишь жильцы фактически были отстранены от участия в самоуправлении. Во многих уставах КСК утверждены положения, противоречащие нормам закона «О жилищных отношениях», касающихся представления интересов членов КСК посредством уполномоченных лиц, компетенции общего собрания членов кооператива. Больше половины КСК вообще не состоят на учете в налоговом комитете, а значит, не платят налоги.
Создание ассоциации собственников квартир, куда вошли те же самые КСК, привело к тому, что сами КСК фактически перестали выполнять функции самостоятельного юридического лица, что привело к нарушениям налогового, жилищного законодательства. Кроме того члены КСК перестали иметь право голоса. Да и решения о вхождении в ассоциации принимают исключительно председатели КСК, народ при этом не голосует, впрочем у него никто и не спрашивает, общее собрание руководство КСК не считает нужным проводить. Зато жильцы обязаны безоговорочно кормить их всех. В Уральске, например, ассоциации напрямую, минуя кооперативы, получает от жильцов домов средства на эксплуатационные расходы, в то время как правоотношения между ассоциацией и членами кооператива отсутствуют. При этом реальный учет затрат (расходов) по каждому кооперативу не ведется.
Что такое ревизионная комиссия здесь не знают, а потому никто не даст вам отчет, как на самом деле расходуются средства. Вообще деньги здесь делятся только между собой. Иначе как объяснить ситуацию, когда 11 из 13 учредителей ассоциации ( председателей кооперативов), одновременно являются наемными работниками ассоциации ( главный бухгалтер, бригадиры участков, диспетчер и т.д.). Более того, согласно устава ассоциации, ее исполнительным органом является исполнительный директор, к компетенции которого относятся прием и увольнение должностных лиц, наемных работников ассоциации. Это значит, что лица находящиеся в силу трудовых отношении в прямом подчинении исполнительного директора, в создавшейся ситуации не способны представлять интересы юридического лица и сохранять свою самостоятельность и объективно разрешать вопросы, касающиеся решений об утверждении бюджета, сметы доходов и расходов, установлении вознаграждений и т.д. Получается, что председатели КСК при ассоциациях являются самыми настоящими пешками, в руках которых ничего нет, даже деньги собранные с жильцов, они в целости-сохранности относят директорам ассоциации КСК. Последние не скрывают, что руководители КСК ничего нынче не решают, да и работу они не проводят. Вот только объяснить для чего они тогда существуют, они не смогли. Вернее, они намекают на то, что отдельные КСК нужны для того, чтобы меньше платить налоги или вообще их не платить. К тому же, как сообщил старший помощник прокурора Западно-Казахстанской области Гинаят Салыков, в ряде КСК, входящих в состав ассоциации, длительное время председателями, а значит и учредителями ассоциации, числились лица, выехавшие на постоянное жительство за пределы страны. Все это привело к обезличению КСК как юридических лиц, все функции по управлению КСК незаконно переданы в ассоциацию, хотя никто из жильцов об этом никого не просил.
Громоздкая, запутанная структура управления домами, позволила руководителям ассоциации распоряжаться общественными средствами по своему усмотрению. Прокуратура установила факты хищений средств со стороны председателей КСК, причиной которых стало отсутствие контроля со стороны правления, а также ревизионных комиссии, призванных осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности КСК. Деньги, выделенные на ремонт объектов кондоминиума, тратятся на ремонт квартир работников КСК и их родственников. Заработную плату себе и своим приближенным председатели КСК устанавливают также по своему усмотрению, в общем цифры берутся с потолка. Например, в АКСК «Коммунальник» фонд годовой заработной платы определен в сумме 7миллионво 281тысяча тенге, что составляет 45,5% от ежегодного начисления эксплуатационных расходов в 16 миллионов тенге. При этом председатель установил себе заработную плату в размере 22,9 тыс. тенге, бухгалтеру — 16,8тыс.тенге. В КСК «Ноэль» за 6 месяцев 2002 года из фактически поступивших средств за эксплуатационные расходы в сумме 518 тысяч тенге, работникам КСК выдана заработная плата в размере 416,5тыс.тенге, то есть 80,4% получаемого дохода расходуется только на выплату заработной платы. Но это еще не все, а вот когда председатели КСК наглым образом продают объекты кондоминиума, это уже пахнет тюрьмой. Видимо, соблазн слишком велик, что эти руководители рискуют собственной свободой. Впрочем, кто не хочет нажиться за чужой счет. Тем более, когда можно направо и налево тратить чужые деньги. которые еще и не подвергаются контролю. Жильцы для КСК превратились в дойных коров, которых можно доить и доить, при этом не нужно их даже кормить.
Прокурор ЗКО Абдукадыр Карим назвал КСК самыми настоящими дармоедами, существующими за счет народа. В то же время население у нас инертное, не любит отстаивать свои права, особенно, когда это касается вещей, находящихся в общем пользовании. А с другой стороны, чем терпеть дармоедов, может лучше распустить все эти КСК и взять жильцам все бразды правления в свои руки. По крайней мере так будет честнее.