Главный режиссер, художественный руководитель Республиканского академического русского театра для детей и юношества имени Н. Сац Борис Преображенский остается верен классике и в наше время, когда сцены многих театров заполнили коммерческие современные постановки о пресловутых любовных треугольниках, о пикантных историях семейной и несемейной жизни.
Весенняя премьера на Новой сцене ТЮЗа тоже об интимном, только об интимном в человеческой душе.
ТЮЗ давно переехал в спальный алматинский район и пытается там найти своего маленького зрителя, конечно же, уже отличающегося от того, который был у него в центре города в далеком и не столь далеком прошлом.
Театр уехал, актеры остались — благодаря второй сцене. Хорошо, что в свое время худрук создал эту Новую сцену и вдохнул в нее жизнь малого камерного театра. Здесь изюминка в том, что зритель и физически и духовно существует рядом с актерами, в двух шагах от них, не разделенный с ними ни оркестровой ямой, ничем другим. И еще в том, что идут лучшие пьесы по произведениям Пушкина, Шекспира, Булгакова и Пастернака, в которых современник может найти ответы на многие сегодняшние вопросы.
Начиная со старших классов, молодые люди приходят сюда, чтобы увидеть живую игру и почувствовать, что настоящие чувства, людские страсти никогда не пропитаются нафталином. Здесь они учатся отличать искусство от грубых телевизионных поделок, творчество от графоманства, театральную игру от игр в компьютерных клубах, живой звук от «фанеры». И всегда главная тема на этой сцене — любовь. А что еще может быть интересно молодым и не только им?
Пьеса В. Романова, по которой поставлен спектакль, построена на письмах Чехова и Ольги Книппер. Сложная задача была у драматурга и не менее сложной она стала для постановщика и актеров. Услышать и увидеть за краткими строчками эпистолярного жанра сюжетную линию и передать сложные психологические отношения между двумя незаурядными людьми непросто, но очень интересно. И это удалось авторам и исполнителям.
Даже те из молодых зрителей, кто знаком с творчеством Чехова только по Ваньке Жукову или Каштанке и совсем мало знают о личной жизни писателя, по этой постановке поймут многое о том и о другом. Оценят основные черты писателя Чехова — литературный дар, правдивость, юмор и краткость, как сестру таланта. Поймут естественную для героини-актрисы экзальтированность, некоторую наигранность и рождение ее настоящего чувства. Почувствуют горечь последних дней жизни больного писателя. И осознают, что любовь эта была для обоих не только последней, но и единственной.
Добиться полной схожести внешности и характеров помогли драматургу не только переписка героев, но и включения в драматургический текст знаменитых цитат и афоризмов из чеховских произведений. Для начитанного зрителя это становится еще одним поводом к тому, чтобы вернуться к сочинениям русского писателя, оставившего замечательные рассказы и пьесы. Дуэт героев чем-то напомнил «Даму с собачкой», только в литературном сюжете о встрече в Ялте все не так безысходно грустно…
Театр не может быть забыт главным образом потому, что ничто не заменит нам живой, «здесь и сейчас», игры. Зритель не только смотрит, но и словно участвует в действии, особенно здесь, на Новой сцене, когда твоих ног касается платье Книппер, когда ты «слышишь» ее духи. Ирина Арнаутова, играющая Книппер-Чехову, играет именно актрису. Это тоже сложно — играть почти саму себя, пусть героиня ее и из другого века. Но образ получился очень убедительным и волнительным. Она сдержанна и экзальтированна, серьезна и легкомысленна, легка и с характером, беззащитна и сильна. Она любит и теряет. Все это, кажется, не сыграно — пережито.
Иначе с ролью Антона Павловича, здесь, кажется, рисунок не так четок, характер не так выписан. Впрочем, вполне возможно, по-другому и нельзя. Слишком высока планка, слишком известна и в то же время загадочна личность писателя. Олег Бирючев справляется с этой высотой и остается в памяти зрителей достоверным, искренним и ни в чем не переигравшим.
Наверное, после многих показов пьеса будет более обкатанной, более динамичной. Но премьера хороша искренностью и свежестью. А если в следующих спектаклях соединится свежесть и полная доработанность, алматинский зритель получит еще одну совершенную «маленькую трагедию», какими полон репертуар ТЮЗовской Новой сцены.