Автомобильная дорога на Жезказган – это, по большому счету, часть трассы Кызылорда – Караганда. Всего 925 километров, из них полной реконструкции требуют более 150 километров, а все остальное – ремонта. По этой трассе уже давно опасно ездить, тем более что она пустынная. Признаков человеческого жилья вдоль дороги нет многие километры. Но люди ездят, и даже “гоняют” междугородние автобусы. Которые осенью и весной застревают и ломаются в непролазной грязи, а зимой останавливаются в снежных заторах, и люди часами ждут помощи спасателей.
Не скажешь, что вопрос приведения в порядок дороги до Жезказгана, а в идеальном варианте и до Караганды, исполнительная власть Кызылординской области не прорабатывала.
– Заключение государственной экспертизы на реконструкцию участка от Кызылорды до Жезказгана было получено еще в 2013 году, – рассказывает заместитель директора Кызылординского областного филиала АО “НК “КазАвтоЖол” Шанжархан МЫРЗАБАЙ. – Однако сроки начала самих ремонтных работ несколько раз откладывались.
Не находилось средств.
Экспертизу по проекту “Реконструкция участка Кызылорда – Жезказган автомобильной дороги республиканского значения Кызылорда – Жезказган – Караганда – Баян-аул – Калкаман” нынче пришлось даже делать заново, так как за четыре последних года первое заключение экспертов просто устарело.
– На сегодня, по заключениям специалистов, реконструкции требуют 59 километров дороги в Кызылординской и 98 километров – в Карагандинской области, – уточнил Шанжархан Мырзабай. – Однако более разумно провести реконструкцию всей трассы от Кызылорды до Караганды протяженностью 925 километров. И получить новый транспортный коридор.
Год назад сообщалось, что проект по строительству этой дороги включили в госпрограмму “Нурлы жол”. И даже заключены предварительные соглашения с международными фининститутами, которые могли бы поддержать его финансово. Но когда всё состоится не на словах, а на деле? Ведь народ четвертую весну ждет ремонта убитой трассы, уже не веря, что это случится…
– Поймите, что не на уровне региона решается этот вопрос, – подчеркивает Мырзабай. – Есть инстанции выше – министерства, правительство…
В итоге с банками всё это предварительные соглашения, в которые еще неоднократно могут быть внесены изменения. Потом дополненные или, напротив, сокращенные документы поступят на рассмотрение депутатов парламента РК. Последняя инстанция – Президент Казахстана, который утвердит (или не утвердит) проект. И лишь после этого начнется его финансирование, в соответствии с требованиями банков состоятся конкурсы, которые выявят подрядные компании. Опять далеко горизонты? Ну так правительство-то летает у нас самолетами.
Кызылорда