Все жалеют, но помочь не могут
По словам Салтанат и его супруги Гулькайши, у них нет фамилии и отчества. Как выяснилось, в Поднебесной имена разбивают по слогам на три иероглифа и вносят эти данные в паспорта. Когда семейство пересекло границу Казахстана, в документы вписали только имена. А графы, где должны были значиться фамилия и отчество, остались пустыми.
У Салтанат и Гулькайши трое детей родились в Китае, а двое младших – в Казахстане.
– На границе все процедуры по выдаче документов были выполнены быстро. Мы получили удостоверения личности, а наши дети, в том числе двойняшки – Махмуд и Шакура – одно свидетельство о рождении на двоих, – рассказывает Гулькайша.
Поначалу такой документ никого не смущал. Проблемы начались позже, когда двойняшкам необходимо было оформить ИИН. По этому поводу сразу же возникли недоразумения и масса трудностей. Теперь Шакура и Махмуд должны словно нитка с иголкой не отходить друг от друга ни на шаг – поступать в один колледж либо вуз… В базе государственных данных также значится только один подросток. Педагоги школы, где они учатся, недоуменно пожимают плечами.
– После 9-го класса Махмуд хотел поступать в колледж, но из-за сложившейся ситуации вынужден был продолжать учебу, – рассказывает замдиректора по учебно-воспитательной работе школы № 9 Шахтинска Махаббат ОСАНОВА. – Мы очень хотим, но, увы, это не в наших силах. Если родители в свое время не решили этот вопрос, то по истечении времени решать его будет намного сложнее.
Где только пороги не обивают
Между тем Салтанат и Гулькайша без продыху обивают пороги государственных инстанций. Супруги пытаются добиться получения необходимых документов на себя и детей. Но их как футбольный мяч переадресовывают из одного учреждения в другое. Так, в миграционной полиции семейству посоветовали обратиться в ЦОН.
– В ЦОНе же нам сказали, что они не решают подобные вопросы, – продолжает Гулькайша. – Пришлось делать запрос в Астану.
Но из Комитета миграционной полиции пришло сразу два ответа, написанные будто под копирку, – решайте проблемный вопрос через загс или суд. В одной из госструктур родителям посоветовали обратиться в Министерство иностранных дел о получении второго свидетельства о рождении. Из Китая пришел ответ: так как сейчас все члены семьи являются гражданами Казахстана, то и проблему следует решать на месте.
Супруги обращались с заявлением и в Шахтинский городской суд, чтобы установить юридический факт присвоения семье фамилии. Но получили ответ – мол, присвоение имени, фамилии и отчества не входит в их компетенцию. До каких пор будет продолжаться хождение по мукам семьи оралманов, не знает никто.
Светлана МОГАЙ, Караганда