Даешь школьникам больницу в школе? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Даешь школьникам больницу в школе?

Даешь школьникам больницу в школе?

В конце прошлого года Министерство здравоохранения издало приказ, согласно которому в каждой школе должен был появиться врач-гигиенист.

  • 13 Октября 2004
  • 1777
Фото - Caravan.kz

Обязательная штатная единица должна была обеспечить профилактику серьезных детских заболеваний.
Однако по истечении года чиновники от здравоохранения вынуждены были признать, что не во всех образовательных учреждениях начали работать врачи-профессионалы.
Во многих учебных заведениях в медпунктах по-прежнему работают медсестры, которые умеют делать перевязки и заполнять необходимую документацию. Вряд ли с таким богатым сервисом можно всерьез говорить о здоровье школьников. Может быть, поэтому в последнее время все чаще взрослые говорят о нездоровье детей? И еще о том, что надо что-то делать.
Подслеповатые школьники
В Казахстане из 15 миллионов населения около миллиона страдают близорукостью. Такова жизнь? Нет, таковы условия, в которых школьники начинают свою молодую и поначалу здоровую жизнь.
Плохое освещение в классе, нулевая видимость написанного на доске, неудобное расположение парты, искривленная осанка во время письменных работ в тетради. Причин, чтобы ребенок «посадил» зрение — более чем достаточно. Однако ни школьные врачи, ни домашние взрослые не торопятся распознать глазные проблемы у школьников. Только к пятому классу, когда прищур того или иного ребенка становится явным и очевидным, учителя пишут записки родителям, чтобы те позаботились о глазах ребенка и наведались к окулисту.
Проходит еще полгода, прежде чем папы и мамы выкроят время, бросят все и поведут свое чадо к окулисту. А там и до диагноза не далеко. Между тем врачи говорят, что миопию лучше всего лечить в детстве, пока проблемы поддаются коррекции. Дальше — хуже.
Может быть, поэтому в Казахстане во всех городах страны начался декадник здоровья «Профилактика миопии и стоматологических заболеваний у школьников». Эти две проблемы названы медиками ведущими для детей 10-14 лет.
В декаднике впервые примут участие не только врачи, но и родители, учителя. Специалисты разработали обширную программу. Ко всем шестиклассникам в школы придут офтальмологи, которые проверят у ребят зрение бесплатно. Выявленные проблемы будут взяты на карандаш. Врачи уверены, что главная задача декадника — своевременность — поможет сберечь зрение у десятков сотен школьников страны. Специально для родителей подготовлены красочные плакаты и буклеты, в которых описываются первые признаки глазных заболеваний. Взрослые должны уметь диагностировать детские недуги и оказывать первую помощь.
Оставшиеся в наличии зубки
Что касается стоматологических проблем, то главный детский стоматолог Минздрава РК Турган Супиев говорит, что 90 процентов детей страдают кариесом зубов и до 70 процентов — заболеваниями парадонта (десен).
Казалось бы, медики каждый год громко и мощно трубят о повышении санитарной грамотности, широко пропагандируют правила ухода за полостью рта, настаивают на регулярном посещении кабинета дантиста. А результаты нулевые. Правда, дети научились чистить зубы два раза в день: утром и перед сном, однако к врачу приходят в последнюю очередь, когда зубки сгнили, и им уже ничем не поможешь.
Почему родители так поздно приводят детей к врачу? Потому что раньше во всех школах были врачи-стоматологи, и учеников никуда не надо было вести. Позже, когда содержать врачей за счет школы стало непозволительной роскошью, проблему решали стоматологические профосмотры. Регулярные и бесплатные. Сегодня, чтобы попасть на прием к стоматологу, надо заранее взять номерок и прийти в поликлинику в строго назначенное время. Большинство работающих взрослых не могут себе позволить подобный график лечения ребенка: надо отпрашиваться с работы, ребенку придется пропускать школу. В результате, уже в третьем классе школьники имеют серьезные проблемы с зубами, а десятому — вовсе остаются без зубов. Если бы в школах работали стоматологические кабинеты, зубной боли было бы намного меньше.
По официальным данным такие кабинеты работают только в 38,3% школ страны, при этом каждый второй ребенок нуждается в лечении десен.
Планируемый декадник планирует охватить 250 тысяч учеников. У них будут проверять зрение и состояние зубов.
Будущие мамы и папы
Зубы, десны плюс гинекология — не многовато ли проблем для растущих организмов? По результатам исследования репродуктивного здоровья школьников, многие из них уже сегодня имеют взрослые проблемы. Г. Ахмедьянова, доцент АГМА, говорит, что в Астане с целью исследования здоровья школьников проводилось анкетирование девочек-подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Девушки признавались, что, начиная с 13 лет 25 процентов курят, 43 процента употребляют спиртные напитки, 4 процента живут половой жизнью, из них 30 процентов ведут регулярную половую жизнь с числом партнеров до пяти.
У одной трети опрошенных, имевших сексуальный опыт, связь заканчивалась не планируемой беременностью, по поводу чего был произведен аборт.
Проведенное анкетирование показало, что школьницы Астаны рано знакомятся с табакокурением, алкоголем, наркотиками, сексом.
Врачи были серьезно обеспокоены такими результатами, потому как кроме физического и психологического здоровья в целом, у школьниц юного возраста наблюдались и гинекологические расстройства. Было установлено, что 13,5 процентов девочек страдают той ил иной экстрагенитальной патологией, которая требует систематического приема медикаментов. Однако лечились и употребляли лекарства только 4 процента школьниц. Анализ проводили ассистенты кафедры акушерства и гинекологии Медицинской академии, которые высказали крамольное заявление о том, что будущее нации с такими показателями стоит под большим жирным вопросом. Откуда возьмутся здоровые женщины, если среди школьниц нет здоровых девушек?
В последние 10 лет все большую озабоченность вызывают беременность в подростковом возрасте. С 1997 по 1999 годы наблюдалось снижение абортов у школьниц, но в то же время количество сделанных операций остается высоким — 25,7 % на 1000 девочек-подростков. Число родов в школьном возрасте варьируется от 5 до 13 % в различных регионах страны. Многие дети от матерей-учениц остаются в родильных домах и 2,8 % от всех случаев материнской смертности составляют девочки-школьницы.
Что делать? Учитывая ранее половое созревание современных школьников, а также подростковый менталитет, врачи-гинекологи предлагают уповать на методы контрацепции. В центрах репродукции человека и женских консультациях бесплатно раздаются презервативы, горячая линия «Красного яблока» неустанно вещает для всех молоденьких и начинающих интимную жизнь о гормональных средствах предохранения. Но все эти вынужденные меры не прибавляют здоровья ученикам! Поэтому вряд ли их можно назвать действенными.
Букет болезней
По статистике у каждого пятого ребенка и третьего подростка имеются отклонения в здоровье. Лидируют заболевания органов пищеварения, затем идут проблемы с костно-мышечной системой, на третьем месте стоят проблемы нервной системы, затем — органов зрения и дыхания. Врачи замечают омоложение многих заболеваний, а также тенденцию роста заболеваний с возрастом.
Так к 15 годам болеют 19,3 % школьников. К 18 годам — нездоровье наблюдается уже у 30,5% учеников. Печально, но факт: оканчивая школу, ребята располагают целым букетом заболеваний. И это при том, что именно школа должна была гарантировать детям здоровье. Давайте заглянем в правила о порядке организации деятельности общеобразовательных школ РК, которые были придуманы министерством образования и науки РК в 2000 году. В них предусматривается ответственность школьных врачей за здоровье и физическое развитие учащихся. А как говорилось выше, врачи есть не во всех школах. Да и те, что имеются, не могут оздоравливать детей, потому как в школьных медпунктах отсутствует врачебная база. Кроме того существует серьезная нестыковка в понимании чиновников, учителей и врачей о том, что же такое здоровье ученика. Для сотрудников школы и министерства — это правильно составленное расписание, умственная нагрузка в течение дня, чередование трудных и легких предметов, влажная уборка в классе и при этом отсутствие нормального освещения, горячего питания, трехчасовое домашнее задание, 30 учащихся в классе, невозможность выйти в туалет тогда, когда хочется… Поэтому на деле получается, что именно школа помогает ученикам заработать букет болезней.
Как из этого нездоровья выпутаться? Обыденно: нужны инвестиции. Их никогда не было у школ. И в ближайшие сто лет не будет. Школы, которые взяли курс на оздоровление школьников, (такие в Казахстане есть), борются за здоровье учеников своими силами и за свой счет. Отпаивают деток травками, устраивают психологические пятиминутки, привозят в школы врачей.
А государство, декларируя свою заботу о подрастающем поколении, больше озабочено согласованностью новых документов с конституцией страны. Постановления, решения и прочие приказы хорошо «бьются» с главным законом республики, гарантирующем право на здоровье.
К сожалению, ни один из этих документов не дает ученикам реального шанса быть здоровым, потому что для здоровья современным ученикам в школе нужен уже не кабинет медсестры, а мини-клиника со стоматологом, окулистом, гастроэнтерологом и гинекологом-урологом.