Депутат мажилиса РК Светлана РОМАНОВСКАЯ: На себе прочувствовала, каково это – быть туристом в нашей стране
«Круглые столы» и «раннее бронирование»
– Давайте начнем с того, что вся это история – взаимоотношения предпринимателя и потребителя. В середине февраля я оплатила компании «TourMagazine», которую возглавляет Асель Нуркебаева, поездку в Турцию, запланированную на 31 июля. Полет планировала «Эйр Астаной». И так как это было почти за полгода, билеты в бизнес-класс стоили примерно столько, как сейчас стоят в эконом-классе, и Асель сама мне об этом говорила. Мы заключили договор, в котором были прописаны все обязательства сторон. Я полностью внесла сумму, то есть, называя вещи своими именами, все эти месяцы она распоряжалась внесенными мною деньгами.
После этого Асель не раз обращалась ко мне с просьбой помочь провести круглые столы для решения проблем туротрасли, и я ей активно помогала: собирала за одним столом представителей госорганов, СМИ и самих участников рынка. К слову, во время этих дискуссий я узнала много нового о ситуации в отрасли. Выяснилось, к примеру, что нам дают не электронные билеты, а простые бумажки. В «Эйр Астане» пояснили, что их нельзя считать билетами, потому что на них нет номера. Оказалось также, что у нас обычная практика, когда самолет проплачивается всего за день до вылета, то есть фактически ни о каком раннем бронировании говорить не приходится. Собственно, с этой ситуацией я и столкнулась, когда пришло время лететь в отпуск.
Кто-то хочет оказаться в такой ситуации?
– Когда за 5 дней до поездки я попросила у Асель билет с номером, она сказала: его нет. Удивившись, начала звонить в отель. Спросила: оплачено ли за меня? Мне ответили: бронь есть, но оплаты не поступало. То есть за 5 дней до поездки я узнаю, что у меня нет билетов и что мой отель не оплачен. А я ведь еду с ребенком. Вновь обращаюсь к Асель, а она говорит: а вы оплатите еще раз. Позвольте, но на каком основании?
Что же касается той аудиозаписи, наши с ней переговоры, действительно, порой были достаточно эмоциональными, но это был частный разговор. Как юрист, напоминаю, что у нас в стране действует закон, запрещающий разглашать такого рода сведения и предусматривающий за это уголовную ответственность. Это первое.
Второе. Кусок частного разговора, вырванный из контекста, записанный неизвестно как, непонятно кем и выложенный в Сеть, не является ни законно добытым доказательством, ни тем более объективно отражающим события.
Третье. Она выложила в Интернет паспортные данные мои и ребенка, условия договора, в котором отражено, в том числе, время поездки, то есть время моего отсутствия дома. А это уже – вопрос безопасности моей семьи.
Кто-то хочет оказаться в той ситуации, в которой оказалась я? Если есть желание за собственные деньги получить такие проблемы, обращайтесь в «TourMagazine»…
Незаконный теневой бизнес?
– В конечном итоге она сама все оплатила, и в поездку мы с сыном все же отправились. Но когда я была в полете, Асель провела пресс-конференцию, то есть в момент, когда СМИ просто не имели возможности спросить у меня, что и как. Она заявила, что, мол, я угрожаю ее жизни, жизни и здоровью ребенка, хочу отобрать ее бизнес. Странная позиция, не правда ли? Кстати, что такое ее бизнес? Стол, телефон и компьютер. Как и все другие агентства, она просто сидит на марже. Мне это зачем?
Вообще, туристический бизнес сегодня – это мутная вода. Согласно нынешнему законодательству, вносить оплату за туристов турагенты имеют право только туроператорам, но никак ни отелям напрямую. Но за меня почему-то платила турецкая фирма Palma.
Я не обвиняю сейчас Асель, просто возникли вопросы. Когда начала разбираться, оказалось, что не редкость, когда деньги за туристов некоторые казахстанские турагенты возят налом, и наличными же деньгами проплачивают отели. Конечно, это дешевле, не надо платить налоги. Но это уже незаконный теневой бизнес. К тому же увеличивающий риски для туристов. И теперь, естественно, мы будем в этом разбираться. Непременно обращусь в правоохранительные органы с просьбой провести проверку и подтвердить или опровергнуть полученную мной новую информацию.
«Оставляю за собой право подать в суд»
– После скандала с «Тревел Систем», когда я погрузилась в тему выездного туризма, на себе прочувствовала, каково это – быть туристом в нашей стране. Случившееся со мной – яркая иллюстрация отношения нашей туротрасли к своему потребителю. В какой-то степени я даже благодарна Асель за то, что она открыла мне нюансы этого бизнеса.
Как депутат, я буду работать в этом направлении и дальше. А как рядовой гражданин Казахстана, оставляю за собой возможность обратиться с иском в суд, потому что не должны права казахстанского потребителя попираться так бесцеремонно. Планирую сделать это, как только получу ответы на все возникшие в результате этой истории вопросы. Срок исковой давности по данному делу – 3 года.
А пока первоочередная задача для меня, как и для всего депутатского корпуса – работа над огромным пакетом законопроектов, которые поступили в парламент. Среди них, к слову, есть и закон о защите прав потребителей.
Директор ТОО «TourMagazine» Асель НУРКЕБАЕВА: Я испугалась ее служебного положения
«Договор с Романовской выполнен полностью»
– Светлана Романовская рассказала СМИ, что претензий к ТОО «TourMagazine» по выполнению договорных услуг у нее нет, она их получила в полном объеме. Если она подаст в суд за оскорбление чести и достоинства, я тоже буду подавать в суд, что она меня оклеветала и что, пользуясь своим служебным положением, заставила меня заплатить разницу в авиабилетах на два совершенно разных рейса.
В связи с банкротством «Тревел Систем» ей было выслано официальное письмо с предложением двух вариантов: либо лететь эконом-классом, и я вернула бы сдачу, либо лететь бизнес-классом, но доплатить разницу. Человек не пошел ни на какие уговоры, ни на какие уступки. Мне четко было сказано, что ее не волнует ничего, что она должна лететь бизнес-классом «Эйр Астаны». Я испугалась ее служебного положения и заплатила эти деньги – через авиакассу выкупила для нее авиабилет в бизнес-класс.
«Свои аргументы оставлю для суда»
– Естественно, если на меня будут нападать, я буду защищаться. На претензии депутата мне есть чем ответить, но эти аргументы я оставлю для суда. Правда, до него может и не дойти. Требования к Романовской представителя Ассоциации турагенств Казахстана Дениса Кривошеева, изложенные в письме в парламент и в партию, – публично извиниться и вернуть деньги. Чисто по-человечески, бог с ними, с этими деньгами, просто человек должен понять, что так вести себя не стоит, не стоит угрожать никому.
Я не прошу, чтобы передо мной кто-то унижался, но она должна найти компромисс для урегулирования этой ситуации.
Астана