ЦОНное царство - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+5 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ЦОНное царство

ЦОНное царство

Нуротановцы предлагают передать ЦОНы Министерству юстиции, что, по их мнению, повысит эффективность работы организаций, обслуживающих население.

  • 27 Апреля 2010
  • 2229
Фото - Caravan.kz

23 апреля республиканский Общественный совет по контролю и мониторингу за качеством и доступностью государственных услуг и разрешительных документов при народно-демократической партии «Нур Отан» выявил ряд нарушений в деятельности центров обслуживания населения (ЦОН) и поставил вопрос об их возвращении в ведение Министерства юстиции.
Об этом сообщил депутат мажилиса, член совета Ирак Елекеев. Причем, основным критерием оценки работы ЦОНов стали плохие темпы их развития: предполагалось через ЦОНы обеспечить 65 видов услуг, тогда как предоставляется только 20-30 видов.
Главными виновниками плохой работы ЦОНов, по мнению партийцев, являются местные акиматы, которые якобы оказались не готовыми принять на себя полноценное их ведение.
В представлении нуротановцев ЦОНы должны были стать местами, где не только рождаются новые формы работы с населением, но и быстро внедряются. «В настоящее время создано и работает 316 ЦОНов на территории нашей республики. Можно было бы сказать, что за это время (за первый квартал этого года) у нас открылись новые ЦОНы, отремонтированы какие-то помещения, улучшилось положение сотрудников и качество оказываемых услуг, но мы этого не можем сегодня сказать. Судя по информации с мест ничего нового пока не произошло и пока не происходит», — констатировал Елекеев.
Как везде
Если кто-то думал, что ЦОНы станут панацеей от всех бед, то глубоко ошибался. В стране, где коррупция давно уже стала единственным условием существования и функционирования государственной машины, центры обслуживания граждан получаются такими же.
Вокруг любого ЦОНа образуется целая сеть посредников, предлагающих мелкие услуги за определенное вознаграждение. Цена вознаграждения напрямую зависит от степени нарушения тех или иных норм действующего законодательства. Причем, наряду с посредниками, берущими свой процент, в коррупционной схеме активно задействованы все: от начальника ЦОН до последнего клерка.
Разумеется, цена начальника и его подчиненного разная. Все зависит от характера услуги, которую хочет получить клиент. Если работник получает мелкие подарки, к примеру, 1 тысячу тенге на счет своего мобильного телефона, то начальники берут другими суммами — от 10 тысяч тенге и выше.
Любую услугу ЦОНа можно купить за определенное вознаграждение. Даже, если у человека все в полном порядке с документами, вознаграждение могут попросить за корректное обращение и высокую скорость предоставления услуги. При этом скорость услуги — вещь относительная, и проверить — быстро тебе оказали услугу или медленно — нет никакой возможности.
Вызывает много вопросов и то, почему удостоверение личности или паспорт могут делать месяцами за одну плату, а в течение нескольких недель — за другую, более высокую. Даже для неумного человека ясно, что это — легализованный способ получить больше денег за одну и ту же услугу. Значит, когда человеку делают документы на общих основаниях, их изготовляют раньше, а потом определенное время держат для того, чтобы выдержать срок.
Все познается в сравнении
При всех специфических чертах ЦОНов в отдельно взятом Казахстане, нельзя не упомянуть и о том, что все познается в сравнении. По сравнению с процедурами оказания услуг в других государствах СНГ казахстанская модель выглядит более совершенной. Для того, чтобы увидеть разницу, достаточно расспросить своих родственников в России и других странах СНГ. По сравнению с развитыми странами мира наши ЦОНы выглядят просто анахронизмом.
Напрашивается следующий вывод. Направление развития услуг для населения выбрано правильно. Но, как это часто происходит, исполнение идеи оставляет желать лучшего.
Если обратиться к опыту России, то там до сих пор сохранена советская система оказания услуг населению. Многие органы, которые объединены в казахстанских ЦОНах, в России существуют автономно, поэтому количество окошек, возле которых нужно не только очередь отстоять, но и получить необходимое, гораздо большее. А за каждым из окошек сидит вредная тетка, общение с которой не может вызывать положительных эмоций.
В Казахстане в ЦОН многое собрали, и человек, сдав документы в одно окошко, через определенное время получит их в другом. А так как люди хотят все более качественных услуг, то нареканий в отношении работы ЦОНов будет все больше и больше. С этим необходимо смириться, понимая, что совершенства достичь невозможно. Мы имеем такие ЦОНы, которые возможны на данном этапе развития Казахстана: ни больше и ни меньше.
Но кое-что вызывает сомнение. К примеру, почему бюро технической инвентаризации, земельный комитет, ГАСК находятся вне стен ЦОНов?
По всей видимости, за этими структурами стоят люди, которых нельзя трогать. Вполне допускаю, но для того, чтобы усовершенствовать систему необходимо все вышеуказанные структуры разместить в ЦОНах.
Ведь ЦОНы должны стать местом, где человек получит ВСЕ без исключения государственные услуги, и потратит при этом минимум времени. Чтобы ЦОН не затягивал сроки оказания услуг, нужно четко прописать, сколько времени займет оказание той или иной услуги. Превышение срока — пеня для ЦОН.
Сказка про белого бычка
По мнению нуротановцев, ситуацию с живыми очередями в ЦОНах, завышенные сроки изготовления документов, нехватку бланков можно решить просто: передачей ЦОНов с баланса акиматов на баланс Министерства юстиции.
По всей видимости, Минюст должен решить главную проблему: заставить ЦОНы изготовлять удостоверения и паспорта в «считанные минуты» и организовать их доставку в любой уголок Казахстана не более чем за трое суток.
Складывается впечатление, что депутат мало знаком с казахстанскими реальностями. К примеру, с состоянием его транспортной инфраструктуры. Есть населенные пункты и целые регионы, куда нет нормальной автомобильной дороги. Говорить о высоком развитии региональной авиации и не приходится.
Но даже, если теоретически решить и эту проблему, кто возьмет на себя расходы по логистике? Субсидировать такие расходы из бюджета вряд ли получится. Думать, что за это заплатит клиент — не совсем умно.
То, что партийцы считают передачу ЦОНов акиматам преждевременным, может означать лишь одно: их передадут акиматам через некоторое время. Значит, Минюст будет временным хозяином ЦОНов, что и породит к ним соответствующее внимание. А ко всему временному у нас отношение, мягко говоря, не самое серьезное.
Чтобы их не обвинили в близко-чиновных связях с Минюстом, партийцы предлагают и альтернативу. Передать ЦОНы Агентству РК по делам государственной службы, или создать новое ведомство.
Первый вариант порождает же самые проблемы, которые могут возникнуть при передаче ЦОНов Минюсту. Временщик он и есть временщик, он не будет заинтересован в долгосрочном планировании работы ЦОНов. Зачем это делать, если, как только акиматы «созреют», ЦОНы вновь передадут местным органам власти?
Второй вариант с созданием отдельного нового органа еще раз подтверждает справедливость принципа Лоуренса Питера. Согласно ему, бюрократия разрастается не потому, что функции ее увеличиваются, а потому, что по-иному жить она не может. Лишние структуры — еще один повод получить дополнительное финансирование. Дополнительное финансирование дает стимул к созданию дополнительных структур. И так до бесконечности, пока Центр не станет хирургическим способом удалять никому ненужные отростки.
Ностальгия по прошлому
Елекеева понять можно. В свое время ЦОНы были имиджевым проектом Министерства юстиции, а так как имидж превыше всего — поначалу порядок в ЦОНах был идеальный. Под этот проект денего выделили сразу и много, тогда и ЦОНы получились презентабельными.
Теперь, когда они в ведении акиматов, их тоже коснулась специфика бюджетного финансирования. Оно осуществляется с хроническими опозданиями, поэтому финансирование ЦОНов нерегулярное и нестабильное. В результате — нехватка самого необходимого.
Чтобы оживить работу ЦОНов, Минюсту придется вновь запускать новый проект по их модернизации, вести долгие и нудные переговоры на уровне президента и правительства, чтобы получить целевое финансирование под новый проект. Получат — хорошо, не получат — тогда ничего путного из затеи не выйдет.
И потом все прекрасно понимают, что от наличия бумажных формуляров работа не улучшится. Как и в других странах мира, необходимо переходить на электронный документооборот. В ближайшее время человек должен иметь возможность из любой точки мира заполнить электронный формуляр, оплатить услуги по карточке или по факту получения услуги. А в ответ получить письмо с указанием даты принятия формы и даты выдачи готового документа.
Дело не в ведомственной принадлежности ЦОНов, а в отсутствии высококлассных менеджеров. Именно они должны организовать работу ЦОНов, сделать так, чтобы работники центров сидели за рабочими местами, а не слонялись по три часа «обедая». Именно они должны наладить электронный документооборот, чтобы человеку не нужно было приезжать в ЦОН по несколько раз. Именно они должны сделать из ЦОНов еще один имиджевый, как в свое время Минюст, проект.
Но не на определенное время, а навсегда.