Но практика показывает, что чудес не бывает, а выходит все по Черномырдину, в том смысле, что «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Всякий кулик свое болото хвалит
Центр обслуживания населения Алмалинского района, самый большой в городе. И мы решили задать наши вопросы консультанту по залу Омарбеку Сериковичу Уызбекову.
— Как вы думаете, оправдывает ли центральный ЦОН надежды и чаяния населения? Облегчает ли их мучительные хождения по инстанциям и органам?
— Для чего был построен ЦОН изначально? Конечно, чтобы оправдать доверие населения и обслуживать его как можно лучше.. Я думаю, что в данный момент, мы справляемся с этой задачей. В день мы принимаем по 1500-2000 человек по разным вопросам: по недвижимости, по регистрации брака и рождения, по оформлению паспорта и удостоверения. А по щепетильному и сложному вопросу недвижимости мы обслуживаем сразу четыре района. Регистрируем недвижимость, залог на недвижимость, проводим техническую инвентаризацию обьектов. Здесь сдаются документы, тут же их и получают. А вообще для чего ЦОН открывали? Для того, чтобы каждый житель города в одном месте сдал документы и в том же месте получил их, не бегал бы по разным инстанциям и органам, офисам и окнам.
Вы пришли к нам в более или менее спокойное время. До этого 2-3 месяца назад был большой поток. Сейчас наплыв немного спал.
— С чем связано повышение и снижение потока?
— С сезонностью основных совершаемых операций по недвижимости. Наверное, горожане всю недвижимость, которую хотели продать, продали. Сейчас уже на себя переоформили многие и теперь, наверное, вот так и будет, поменьше народа, мало очередей, нормальная обстановка в помещении и со сроками исполнения заказов тоже задержки не будет. Потом опять ожидаем наплыв, но все это тоже сезонно получается. А так в целом нормально. В принципе, очень больших очередей нет. Максимум, наверное, в очереди сейчас сидят 15-20 человек. Заходят, сдают документы, через определенное количество времени приходят, забирают.
— Рабочий график по-прежнему с 9 до 19?
— Сейчас с 9 до 21. Мы сделали такой график работы, чтобы, например, после работы человек тоже мог заниматься своими документами, поскольку дневного времени многим не хватает. Работают не все операторы, остаются 5-6 человек, которые принимают и выдают документы. Вообще-то в первое время, когда открывались, мы так и работали: с 9 до 21, без выходных. Потом снова нормализовали график. У нас тоже простые люди работают, мы не можем нарушать права наших сотрудников по трудовому законодательству. Каждый день с раннего утра до полуночи работать — это нереально. А сейчас, уже месяц как по новому графику заново в том же промежутке работаем.
Это не я, это он
— Чего поступает больше — благодарностей или жалоб?
— Когда как. Всем, конечно, не можем угодить. Задержка документов бывает. Мы принимаем и выдаем документы, а исполнители находятся в других ведомствах. Раньше Центр по недвижимости, сейчас Департамент юстиции г. Алматы осуществляет основную работу — регистрацию документов. У них тоже не хватанет сотрудников, чтобы произвести регистрацию в срок. Из-за этого у нас бывают задержки. Мы сами готовые документы никогда беспричинно не задерживаем.
— В земельных управлениях шли шумные разговоры вокруг затягивания выдачи актов на собственность земли. У вас не было подобных эксцессов?
— У нас максимальный срок регистраций документов — 5 рабочих дней по указу Президента Республики. В этот промежуток времени нам отправляют документы с регистрации, и мы здесь выдаем их в обещанный срок.
— Как вы думаете, есть ли будущее у этого проекта под названием ЦОН? Я бы не сказала, что в этой сфере атмосфера разрядилась. Например, предприниматели часто обращаются в НАП, жалуясь на то, что регистрация их предприятий долго задерживаются по обьективным и необьективным причинам?
— Можем сказать то же самое. У юстиции — свои законы и требования. Если они задерживают, ссылаясь на свое положение, то мы — посредническое звено, — бессильны. А вообще-то сама идея ЦОНов хороша. Если четко поставить эту работу, а сейчас потихоньку все к этому идет, то ЦОНы будут идеально служить на благо людям. Сразу, конечно, все не получается. Но без паники и шумихи можно извлечь опыт из недостатков. Ведь нас не обучали, открыли ЦОН, загнали сюда, сказали работайте, обслуживайте. Вот мы и работаем, обслуживаем уже больше года.
— СМИ часто заглядывают?
— Одно время был ажиотаж. Раньше ЦПН регистрировал документы. Сейчас эти полномочия передали в Департамент юстиции г.Алматы. Регистрацию и залог, все прочее по недвижимости полностью передали. То, что там у них творится, на нас очень сильно влияет. Получается документы задерживают там, а люди приходят и требуют от нас. В первое время здесь было много народа и длинные очереди. Приходили журналисты с телеканалов «Рахат» и «КТК». Все руководство было на месте и без устали давало интервью. То есть мы не уклоняемся от вопросов и не скрываемся от СМИ, работаем открыто.
— Каков порядок сдачи документов?
— Сначала консультанты дают консультацию по вопросам граждан, проверяют их документы для продвижения по нужному направлению. Из диспенсера по выдаче талонов посетитель берет талон. Когда указанный в талоне номер загорается на табло, посетитель проходит в операционный зал к указанному окошку.
Глас народа
— Когда я летом подходила по вопросу оформления техпаспорта на квартиру, этот диспенсер долго не работал, и у меня пропал целый день. Как часто это случается?
— Не часто. Просто в тот день было очень много людей. Представьте, в первом круге по недвижимости одна очередь по 500 человек, потом 3-4 очереди собираются. Когда больше 1000 людей, мы этот автомат специально выключаем. Сначала обслуживаем людей в операционном зале, а потом остальных. Такие явления временные.
А вот, что рассказывают посетители ЦОНа.
Вячеслав, госслужащий:
— Я оформил справку о регистрации прав без проблем. Работой доволен. Все исполнено в срок. Уже не первый раз….
Карина, предприниматель
— Я бы не сказала, что оформление документов идет быстро. 10 дней — слишком долго. Я думаю, в течение 3-х дней вполне можно справиться с оформлением. Я оформила квартиру в течение 13 дней и собираюсь получить документы. Не говорю уже сколько нервов потратила. Но все-таки очереди есть везде и, думаю, они никогда не закончатся. Раньше по неделе ходила, в этот раз ждала 13 дней. Может быть только удобно тем, что все в одном здании. Но серьезный минус — тесно. Иногда здесь просто нечем дышать и друг друга услышать невозможно. Детям игральный уголок летом сделали, стало лучше. Но все равно шум и гул в ушах остается на несколько дней.
Николай Степанович, пенсионер:
— Я потерял удостоверение, заново оформил. Почему они должны задерживать, если я оплатил за ускореннный сорок?! Сдал, пришел, получил в течение 8 дней. Доволен, спасибо!
Багдат Бектембаева, юрист:
— Техпаспорт моей квартиры они должны были выдавать 6-го марта, на 6
дней задержали и выдали только 11-го. Я подходила 3 раза, ответ был: «Еще не подписан». Правильно ли это? Такая волокита напрягает. Сейчас хочу оформлять дом, уверена, опять набегаюсь.
Перизат, преподавательница:
— Я оформляла дом. 12 февраля сдала документы, сегодня только получила. Оформляли 30 дней — целый месяц. Конечно, недовольна. Пришлось несколько раз отстоять в очередях.
У окна крики: «Что за неорганизованность у вас?! Сдала 1-го марта, сказали прийти через 13 дней, а сейчас говорите, что у того, у сего…»
— Когда залоговую оформила, — говорит Куляш — служащая, — тогда 5 дней ходила. На этот раз за счет праздников задержали…Что, я вот так и должна ходить между вами и консультантом? Он даже толком мне не отвечает, как царь, решающий мою судьбу!
Сергей Соляник, сотрудник общественной организаций — экологического общества «Зеленое спасение»:
— Сначала оформил наследство после смерти отца на мать. Сейчас оформляю новый дом. С БТИ я общаюсь каждые 2 года. Что касается оформлений в ЦОНе, то в БТИ было намного удобнее. Меньше очереди, по крайней мере. Судя по собственному опыту, оформление земельного участка и вызова техника, были гораздо оперативнее. То есть, не нужно было там 2-3 часа сидеть, как здесь. Пошел, оплатил, сдал, получил. Там я тратил время — минут 30. Здесь я вынужден тратить 2 часа плюс еще по несколько раз прихожу. В принципе, не вижу в новой системе больших улучшений. Там тоже были консультанты, мне не жалко было платить 20-50 тенге, чтобы оперативно получить консультацию. Сейчас же эти бедные консультанты обслуживают целые потоки людей. Они иногда просто в ярости и гневе отвечают ничего не понимающему населению.
В плане последнего документа все было сделано вовремя. Но в целом устаешь от задержек и беготни. Недвижимость — тот вопрос, который требует внимательности и точной, четкой консультации. Совмещение этого оформления с получением обычных документов не считаю удачной идеей.
Я проверил свои последние документы, все правильно. Здесь от ответственного звена — от техника многое зависит. В моем случае он свою работу во время выполнил, заранее предупредил, что из-за обилия заказов плюс праздничные дни будет задержка с выдачей документов. Я предварительно позвонил и пришел. А как люди возмущаются, вы видели сами, сейчас время — самый острый дефицит. Если меньше было волокиты, было бы нормально.
И еще я бы все-таки разделил оформление документов на недвижимость, регистрацию собственности предпринимателей и бизнесменов и получение обычных документов. А то с утра здесь просто не протолкнуться. Сейчас продлили график. Об этом мало, кто знает и еще никто не хочет ходить в столь позднее время за документами. Люди по старой привычке в такие места отправляются с утра, отпрашиваются с работы и получается столпотворение.
— Но вы успокоились, ведь с вашими документами все завершено?
— Нет, это только начало процесса. Так как, хорошо зная нашу административно-бюрократическую систему, я настроен на привычную волокиту.
Честно говоря, не вижу сдвигов. Не знаю, как в плане обычных документов, но 2 года хождения по офрмлению недвижимости показали, что сейчас не стало эффективнее, чем раньше. Кроме того, для многих людей оплата оформления документов не по карману. Но почти все платить вовсе не отказывваются, однако за свои деньги хотелось бы получить соответствующий сервис.
— Вас устраивает расценки ЦОНа? Как вам объясняют служащие постоянное повышение цен на услуги?
— Никак. Было бы неплохо, если вывешивалась какая-то информация о расценках. Я, например, за разовый вызов техника до этого платил одну сумму, сейчас последний раз план нового года составляли, сумма выросла в 4 и 2,5 раза. Считаю, что людям нужно разьяснять стоимость услуг и их удорожание. Ведь, например, для пенсионеров такие «сюрпризы» весьма накладны.
В общем, все вместе — очереди, ожидания, нервотрепка, долгие хождения за документами и теснота не облегчили нам процесс регистрации.
И сама система ЦОНов нуждается в серьезной доработке или радикальном реформировании.
Фото с сайта http://www.liter.kz