Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с казахстанским политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ и выяснил, какие кадровые перестановки могут произойти в государственных ведомствах в ближайшее время.
— Стоит ли ожидать новых кадровых изменений в других государственных структурах?
— Кадровые перестановки в нашей стране идут практически непрерывно. Сложно найти неделю или месяц, когда не меняется вообще никто. Понятно, что есть назначения первой величины, а есть менее значимые.
В прошлом году, например, сменился руководитель Администрации Президента, ключевой пост исполнительной власти. В этом году сменилось правительство вместе с премьер-министром. Надо понимать, что на высшую номенклатуру, допустим, спикера, премьера, его заместителя, руководителя Администрации назначают людей не с улицы. Основные кандидаты на эти должности также находятся в первых-вторых эшелонах власти. Движение одного влечет за собой достаточно большой цикл других назначений. Допустим, вице-премьер приходит на место премьера, министр идет на место вице-премьера, аким занимает должность министра, другой аким приходит на место первого акима и так далее… Цикл идет постоянно, такими вот лентами охватывая все полотно исполнительной власти.
Как мы видим сейчас, из мажилиса были вызваны люди, один из депутатов стал послом, другой мажилисмен стал министром сельского хозяйства.
Поэтому вполне понятно, что формирование нового правительства освободило ряд ключевых должностей в исполнительной власти. Например, сейчас нет заместителя руководителя Администрации Президента по регионам. Также не решен вопрос с ответственным секретарем министерства культуры и спорта.
Назначения на эти должности также будут задействовать циклы, описанные выше. И все это будет продолжаться достаточно долго. Cейчас, после отставки правительства, мы видим, что резко усилился социальный блок. Был введен вице-премьер по социальным вопросам. Мы видим, как новое руководство социального блока активно ездит по регионам: сейчас пришло понимание, что этими вопросами все-таки нужно заниматься.
— В соцсетях регулярно появляются новости о досрочных выборах. Например, в мажилис.
— В условиях с достаточно непонятной социальной ситуацией проводить досрочные выборы достаточно рискованно.
С другой стороны, подготовка к этому циклу шла, и возникла идея провести парламентские выборы. Но здесь есть те же риски. Понятно, что политические процессы в нашей стране порой происходят по несколько иной логике. В этой связи совершенно ясно, что на выборы, скорее всего, уже заготовлены определенные бюджетные вливания, которые «нуждаются» в освоении. Плюс, возможно, в социальной сфере ситуация будет ухудшаться, и есть вероятность, что до конца года все-таки могут быть проведены парламентские выборы, чтобы снять некую общественную и бюджетную напряженность. Но здесь до окончательного решения далеко ещё.
Тем более менять мажилис, который достаточно эффективно работает, на мой взгляд, смысла нет. Депутатский корпус включает в себя большое количество новичков, и менять их будет не очень эффективно.
— А что насчет сената?
— У сената своя процедура формирования. И роспуск сената приведет к намного более сложной процедуре, чем мажилиса. Две его части обновляются каждые 6 лет, и их обновление не совпадает по времени друг с другом. Плюс ко всему есть 15 президентских кадров, которые также назначаются двумя группами со своей логикой. Тот же Касым-Жомарт ТОКАЕВ входит в число сенаторов, назначенных Президентом. Если надо заменить спикера, то можно решить это за 20 минут.
Но роспуск сената сейчас был бы нецелесообразен, ведь если мажилис все-таки распустят, то кто будет принимать законы? А ведь пакет законов, которые ещё предстоит принять, достаточно большой. Понятно, что оставаться без одной из палат парламента в этой ситуации было бы нелепо.
— Можно сказать, что Нурлан НИГМАТУЛИН и Касым-Жомарт ТОКАЕВ останутся на своих местах?
— Я думаю, что они оба сейчас находятся на своих местах. К тому же смена спикера сената автоматически поведет за собой разговоры о начале политического транзита. Я не думаю, что Астана готова сейчас к таким разговорам.
Поэтому я думаю, что сейчас они пытаются найти какие-то формы, чтобы разнообразить политическую жизнь страны, но до проведения аудита социальной сферы идти на такие вещи было бы опасно.
— Как вы думаете, будет ли каким-либо образом реформироваться партия «Нур Отан»?
— Сейчас партия должна заниматься социальной политикой намного жестче и активнее, чем это делалось в предыдущие годы. Например, у нас есть опыт руководства «Нур Отаном» Нурланом НИГМАТУЛИНЫМ, который превратил партию в достаточно эффективный механизм по снижению социальной напряженности и контролю за исполнительной властью.
Чем занимался «Нур Отан» после него, понять сложно, скорее в большей степени рассматривались общеполитические вопросы. Сейчас же партия должна взять на себя большую ответственность за социальную проблематику. И это может все-таки повлиять на смену её руководства. Тем более несколько недель назад такой вопрос уже обсуждался, но назывались другие кандидатуры.
Поэтому говорить о том, какое решение будет приниматься, – это прерогатива Президента. Мы можем обсуждать разные варианты, но решение принимает Президент в соответствии со своей логикой. А он рассматривает ситуацию в несколько иных аспектах, нежели общество. У него есть свои предпочтения, кого и куда менять.