Цифровой заслон от контрафакта – в деле - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Цифровой заслон от контрафакта – в деле

Цифровой заслон от контрафакта – в деле

Доля теневой экономики в стране, согласно анализу теневого рынка, находится на уровне 23,5%. Но недавно страна заявила о дальнейших планах по снижению этого показателя до уровня стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, куда входит 38 государств мира) – 15-17%.

  • 30 Июля 2021
  • 460
Фото - Caravan.kz

На казахстанском товарном рынке развернулась масштабная кампания по борьбе с теневой экономикой. В ход идут такие технологии как цифровизация налогового и таможенного администрирования, развитие системы безналичных расчетов, маркировка ряда товарных групп, которые имеют решающее значение для национальной экономики.

Одним из наиболее действенных инструментов по выведению экономики из тени эксперты называют цифровую маркировку товаров. Именно двумерный код Data Matrix может поставить серьезный заслон контрафакту, который для ряда позиций на нашем рынке достигает угрожающих размеров. К примеру, на рынке легкой промышленности доля неучтенной продукции доходит до 63%, на рынке обуви – 48%, на рынке алкоголя – 25%, в фармацевтике – 12% от общего оборота.

Как все начиналось

Уже в 2019-м обязательная маркировка была внедрена для меховых, а в 2020-м и для табачных изделий. С 1 ноября 2021 года вводится обязательная маркировка обувных товаров.

Реализуются пилотные проекты по маркировке лекарственных средств, алкогольной и молочной продукции, безалкогольных напитков и товаров легкой промышленности. Введение обязательной маркировки на эти группы товаров на территории Казахстана планируется в 2022 году.

— По сути вместо дорогостоящих мероприятий внедряются цифровые решения очистки рынка. Информационная система, предусмотренная Единым оператором, позволяет отследить всю товаропроводящую цепочку — от производства до продажи конечному потребителю, — рассказывает генеральный директор Центра развития цифровой экономики АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева. — Благодаря специальному коду контролирующие органы и потребители теперь смогут в любой момент получить правдивую и исчерпывающую информацию о производителе, серийном номере партии товара, сроках годности и другие необходимые сведения.

Миллиарды для добросовестного бизнеса

По подсчетам экспертов, в ближайшие 3-4 года внедрение Data Matrix снизит долю теневой экономики в отдельных сегментах на 30-50%. Мировой опыт показывает, что внедрение обязательной маркировки позволяет сократить теневой оборот товаров на 70-80%. Эксперты АО «Казахтелеком» (единого оператора маркировки в РК) подсчитали, что введение обязательной маркировки на 15 видов товаров позволит создать дополнительный рынок сбыта в Казахстане в сумме 900 млрд тенге для добросовестных производителей и импортеров. При этом, даже с учетом разовых затрат на оборудование для маркировки, увеличение доходов добросовестных казахстанских производителей в результате введения обязательной маркировки товаров составит более 10% в год.

Польза для всех заинтересованных сторон очевидна. Отечественный потребитель будет обеспечен правдивой информацией о товаре и его происхождении, казахстанцы – рабочими местами, для бизнеса будет создана справедливая конкурентная среда, для государства – увеличены налоговые и таможенные поступления.