Впрочем, наши чиновники тоже иногда чудеса сообразительности демонстрируют. То, что на отечественном рынке намечается дефицит нефтепродуктов, народ зафиксировал еще в августе. Когда на плановый ремонт остановился Павлодарский нефтеперерабатывающий завод, угроза нехватки топлива стала явью.
В министерстве энергетики утверждают, что из-за низкой стоимости казахстанского дизтоплива его массово стали вывозить в соседние страны. Большегрузами!
А предугадать эту ситуацию никак нельзя было? Правительство не раз вводило запрет на вывоз ГСМ за пределы республики – и эта мера обычно действовала успешно. А тут еще и ковидла, будь она неладна.
Сейчас придумали вариант: перенести плановый ремонт Атырауского НПЗ на 2022 год. Видимо, правы эксперты, которые уж столько лет твердят об одном: нужны большие хранилища. Из года в год ситуация повторяется, но чиновники так и не сумели придумать что-то более радикальное, решающее эту хроническую проблему. Весной и осенью с ГСМ те же грабли – только в профиль.
А взять еду. Мы уже привыкли к сезонному росту цен. Но в этом году они совсем сошли с ума.
То, что аномальная жара, которую Казгидромет прогнозировал еще в феврале, вздернет ценники на продукты к потолку – все знали. У наших чиновников из министерств свои прогнозы. Как и чем бороться с ростом цен, они, видимо, не представляли. Их идеи, похоже, были даже не в зачаточном, а противозачаточном состоянии. Ну а привычная поза “Ожидание атаки жареного петуха на пятую точку” от главы государства – это уже клиника. Такое не лечится. Заграница нам не поможет: цены на продукты в Казахстане продолжат расти
В среду Президент Токаев заявил, что “резкое повышение цен на продукты в стране – следствие системных проблем. Тенденция налицо… Мы импортируем значительную часть продовольствия, хотя по объему субсидий наше сельское хозяйство бьет все рекорды… Где-то мы разбаловали людей, где-то упустили факты коррупции”. Вот именно! Под каждым министерским документом есть автограф ответственного лица, которое должно дать интервью следователям и чистосердечно признаться, в чем и почему он ошибся. В тот же день глава Нацбанка Ерболат Досаев заявил, что в подорожании еды виновата инфляция продовольственная.
А кто у нас за ценообразование в стране отвечает? О, тут на допросы очередь желающих.
От минсельхоза (Ербол Карашукеев, хотя за урожаи-надои-привесы он отвечает меньше 2 месяцев). Министерство нацэкономики – Асет Иргалиев (недодуманная, по мнению экспертов, политика многих госпроектов). Минфин – Ерулан Жамаубаев (финансирование плохо прописанных проектов и слепая вера, что местные исполнительные органы лучше знают, кому отдать деньги на распил). Минюст – Марат Бекетаев (кто мешал модернизировать законы так, чтобы они соответствовали нынешним ковидным временам?). Министерство индустрии (Бейбут Атамкулов) – лет 5–6 там никак не могут понять, инвестиции нужны именно в перерабатывающие предприятия? Локации известны. Объемы потребления в стране – тоже. Минторг – Бахыт Султанов (инструментов против повышения цен алчными торговцами так и не придумал. Кары в виде дыбы, усаживания на кол, плетей, побивания камнями и плетями в XXI веке – не наш метод. Да и Конституция против). Кто там еще?
Местные исполнительные органы? Между ними и производителями еды давно повадилась бегать какая-то черная кошка с намеком на откаты. Ручной режим в высоких кабинетах даже 3 руками не дает результата.
Во вторник зампремьера Ералы Тугжанов предложил дисциплинарно карать госчиновников за невыполнение планов вакцинации. Это как? Выговор? Повторно – лишением премиальных? А что законы об этом говорят? Увольнять непривитых без суда и следствия? Может, лучше увольнять проваливших и допустивших рост цен на еду? И пусть зарабатывают на дорожающий хлеб в другой должности? Кстати, сейчас ковидная ситуация в некоторых областях полегчала. Даже в ночных клубах разрешили тусоваться желающим до утра. Это сам министр здравоохранения Алексей Цой разрешил. Он за цены на еду не отвечает. Но понимает, что какая-то ответственность за жизнь МСБ тоже на нем…
В среду мажилис принимал госбюджет на 3 года. Больше половины из него уйдет на социальные нужды. Тут деваться некуда. Вице-премьер Ералы Тугжанов на жесткие вопросы депутатов отвечал так расплывчато, что напоролся на издевку спикера Нурлана Нигматулина: “Уважаемые члены правительства, прошу давать конкретные ответы. Лекции надо читать в других аудиториях”.
Кстати, когда в мажилисе рассматривали траты из Нацфонда, выяснилось, что на 70 объектах, заявленных в рамках госпрограмм, более триллиона тенге были потрачены неэффективно. Ну да, если бы у рыб была шерсть, в ней завелись бы блохи. Наши министры – не рыбы.
Алматы
STunik@caravan.kz