Папы и мамы учились социальному партнерству и файндразингу (новым способам добывания финансов). Заодно и свои проблемы обсудили.
Проблемы по-капчагайски
«В России есть положение о родительских фондах. У нас есть только закон об НПО. В России это орган, не утвержденный правительством, поэтому система образования постепенно переходит в общественно-государственную. У нас же есть только государственная и частная. Родители не имеет рычагов влияния на образовательный процесс, хотя давно наравне с государством финансируют школу», — педагог — организатор Алексей Иванович Авдеев (сш №5 города Капчагая) говорит, что родительская общественность давно должна попасть в нормативные акты правительства, иначе ее деятельность так и останется на уровне частных инициатив.
Государство в свою очередь должно признать, что родители — это не только денежные мешки, но и партнеры. Хотя в настоящее время фондам приходится все больше заниматься деньгами. «Вот смотрите, вышел хороший приказ об уроках физкультуры, о создании при школах физических кружков. Но на его реализацию у государства нет денег. Значит, физкультура начнет внедряться в наших школах только за счет родительских средств».
Между тем чиновники от образования издают приказ о том, чтобы фонды организовали свои офисы за пределами школы, либо снимали в аренду помещения у школы. То есть родители на свои деньги решают школьные проблемы и должны школе же платить за аренду кабинета?! Где логика? Где выходи из этого абсурда? Родители считают, что им надо объединяться на уровне местной власти, организовывать тандемы с департаментом образования, и родители готовы к такому сотрудничеству. Готова ли к этому власть?
Проблемы по-руднински
Как это ни странно, но в Городе Рудном, в частности в школе для одаренных детей № 5 (председатель родительского объединения «Бирлик» — Лидия Степанова) — проблем нет. Вернее, они были и очень большие, но родители как-то сумели их все перерешать! Общественное объединение родителей этого города славится тем, что у них в школе нет таких папа и мам, которые бы остались в стороне от школьных проблем. Фонд всем работу нашел, всех озадачил, поэтому помогают все без исключения, но кто чем может!
Как добились такого результата? «Сначала пытались воспитывать несговорчивых родителей, давили на совесть. Ведь изначально были такие, кто отказывался помогать школе деньгами. Им говорили, что блага, предоставляемые фондом, не будут распространяться на их детей. В самом деле, почему одни должны платить за новые волейбольные мячи, а другие должны ими пользоваться?!» Ситуации в школе по этому поводу были очень острыми. Но потом папы и мамы решили, что если какие-то родители не хотят платить из принципа или не могут платить по каким-то причинам, пусть эти деньга отрабатывают! Неплательщиков стали привлекать к ремонтным, уборочным работам в школе. В результате силами родителей были построены (пристроены) кабинет казахского языка, кабинет информатики, в школе появился читальный зал. Сегодня одни за школу платят, другие в ней работают — и только в этом разница»!
Более того, родители сумели создать внутри школы рабочие места для самих себя. Они взяли в аренду столовую, договорились с местным акиматом о том, что с родителей не будут брать арендную плату и плату за коммунальные услуги. В качестве компенсации за уступку, родители взялись кормить учителей по сниженным ценам, а также — у них нет стимула воровать продукты у собственных детей.
Акимат пошел навстречу, так как нелепо брать деньги с тех, кто и без того содержит школу.
Что касается денег, левых сборов, несанкционированных поборов в самой школе, Лидия Степанова говорит, что она сразу сказала всем родителям: никому никогда ни одной копеечки кроме как в фонд, не платить. Свои же денежные дела фонд постоянно и открыто обсуждает с директором школы, который считает родителей своими первыми помощниками.
Проблемы по — астанински
Кто бы мог подумать, что в Астане, где родительских фондов всего раз два и обчелся, развернется такое мощное родительское движение! 6 апреля 2002 года в северной столице родители собрались на свою первую городскую конференцию. Организовали совет родителей и педагогической общественности, выбрали президента. В состав совета вошли очень представительные люди города: банкиры, юристы, налоговики, работники акимата. Президент совета — Гульнара Джакупова-Куттыбаева, сотрудница института повышения квалификации учителей, говорит, что совет решает очень непростые вопросы: исследует, чем живут сегодня фонды, изучают положительный опыт работы родителей, готовят нормативно-правовые документы для фондов.
На прошедшем августовском педсовете чиновники от образования разрешили открыть специальную секцию для родительских школьных комитетов. Ничего подобного раньше не было. Департамент образования города Астаны, прислушиваясь к рекомендациям совета, принял решение об открытии родительских фондов при каждой школе. Без них сегодня школе не прожить. Городской институт повышения квалификации учителей запланировал курсы для родителей.
Проблемы по-лисаковски
Родители говорят, что их общественное объединение в этом городе рождалось дважды. Первый раз, когда они спонтанно собрались и решили собирать деньги в помощь школе, своим детям. Это было в 1996 году. Дикий период сбора средств закончился в этом году, когда организация была официально зарегистрирована. Родители создали Ассоциацию учащихся родителей и учителей. Устав от проб и ошибок, родители решили учиться бухучету, делопроизводству, партнерству. Самым большим свои достижением родители города считают то, что они вообще выжили как организация, хотя посягательств на родительскую инициативу было много. Теперь у них есть высший орган самоуправления — ассоциация, с которой вынуждены считаться и учителя, и директора школ, и чиновники от образования.
Проблемы по-карагандински
В Караганде приказ ОблДО (областной департамент образования) в прошлом году запретил сбор наличных денег с родителей учащихся на коммунальные, хозяйственные и иные нужды, за исключением средств, предназначенных для осуществления платных образовательных услуг. Однако пункт 1.3 данного приказа позволял директорам в случае недостаточности бюджета при решении хозяйственных вопросов, обращаться к родительским комитетам. Что они и делали, так как бюджетного финансирования на хозяйственные нужды школ просто не было. В сентябре 2001 года вышел еще один приказ, согласно которому в связи с продолжающимися обращениями родителей о сборе с них наличных денег, из пункта 1.3 приказа ОблДО исключили слова «и родительским комитетам». Теперь школы могут обращаться за денежной помощью только к спонсорам и к шефам. Но разве это реально в наше время? Директора школ были в панике. Тем более, что на одном из совещаний на прямой вопрос директора: «А шефы где?», прозвучало, что если директор не знает, где шефы, то он уже, может быть, и не директор.
Вот и получается, что в настоящее время в школьном образовании сложилась парадоксальная ситуация? Министерство образования утверждает учебные планы, за их реализацию отвечают органы финуправления, а выполняют их на самом деле родители. В связи с чем родители предлагают чиновникам от образования «английский компромисс». Это широко известные за рубежом модели управления образованием. Суть в том, что государство, местная власть и общественные организации родителей имеют равные права на управление школой, и несут ответственность за образование и воспитание детей. Родители варрант-то предложили, да еще ответа не получили. Чиновники думают.
Проблемы по-алматински
Сегодня в Алматы 177 государственных школ, в 83 из них имеются родительские фонды. Директора этих фондов утверждают, что их работа прозрачна. Они могут отчитаться перед любой инстанцией за каждую собранную копейку. Что происходит в остальных школах города, неведомо. Но поскольку в школах нет должного финансирования, в них тоже собирают деньги. Кто, как, зачем? Эти вопросы почему-то мало интересуют департамент образования. Чиновники сосредотачивают свое внимание только на работе фондов, травят их проверками. Есть фонды, которые выдерживают в год по 6-8 проверок. Чиновники постоянно угрожают закрыть, прикрыть и запретить фонды. Однако запретить родительскую инициативу нельзя. Закон разрешает создавать НПО. В рамках этого закона родители и действуют. Обидно только, что столичные родители давно перестали быть единой массой. Рядом с прогрессивными, думающими родителями, много тех, кто хочет жить по старинке, за счет государства, кивая на конституцию. Они пишут жалобы. Обидно, что у фондов уходит много сил на перевоспитание этих родителей, скорее всего приезжих, не понимающих особенностей жизни в большом городе, не учитывающих современных требований жизни и не желающих ничего знать, кроме своих собственных проблем. Но родители все равно не вычеркивают трудных пап и мама из своих рядов. Специально для активистов АШОО организовывает семинары и курсы, в расчете на то, что грамотно поставленная работа поможет втянуть в ряды фондов все больше несогласных, новых людей. 93 родительских НПО города Алма-Аты и алматинской области прошли семинары в АШОО. Семинары по бухучету, делопроизводству и юридическим основам деятельности окончили 167 представителей родительских НПО из разных регионов Казахстана. Хорошо бы в перспективе иметь грамотную армию родителей на стороне образования, а не по ту сторону баррикад.