Чумазые колесницы - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+14 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чумазые колесницы

Чумазые колесницы

Лучше гор могут быть только горы, "на которых ты не бывал". А хуже алматинских автобусов могут быть… только алматинские автобусы.

  • 30 Апреля 2010
  • 2210
Фото - Caravan.kz

О том, что подумают о нашей «визитной карточке» — общественном транспорте — зарубежные делегации, прибывшие на Азиаду, мы узнаем совсем скоро. О том, какое впечатление он оставляет сегодня, написали мои виртуальные друзья со всего мира.
***
В качестве наглядного примера мною были вывешены фотографии, сделанные несколько дней назад в автобусе маршрута №41, который следует вниз по всему городу по центральной улице Сейфуллина.
К сожалению (или к счастью), но фотография не передает ко всему прочему и гамму подозрительных «ароматов», которые сопутствуют убогому салону.
Пользователь k_2_y из Санкт-Петербурга, мягко говоря, удивилась: «У нас в Питере все гораздо приятней с автобусами, гораздо… Такое как у вас осталась только в некоторых электричках».
Marbikk родом из Хакасии. С ней мы вместе учились в Томске, а теперь она живет в Астане. Вот что подруга пишет: «У моих родителей в Черногорске (Хакасия) вот такие автобусы, как ты показываешь. Но там городок всего 90 тысяч человек. Кстати в Астане таких автобусов уже и нет, все новые, а вот когда я сюда приехала в 2004-ом, тут такие же «живописные» картины были».
Москвич real_shtirlitz припомнил, что однажды встречал нечто подобное — в небольшом городке на юге России. «Всем автобусам хоть и было лет 20-30, и были они латаные-перелатаные, но такого ужаса с сиденьями не было», — пишет он.
Френдесса adenalinka несколько лет прожила в Алматы. Сейчас она пишет из столицы Польши, где живет уже несколько лет. «Варшава, пожалуй, единственный город, где в автобусном парке до сих пор встречаются «Икарусы», да и трамвайчики бывают допотопные, — сообщает она. — Парк общественного транспорта регулярно обновляют, но там еще обновлять да обновлять, чтобы до конца обновить. Хотя, в любом случае, такого кошмара, как на твоих фотография нет, и даже старенькие автобусы, трамваи, вагоны метро ухоженные и чистые. Когда в Алматы я жила, такого не было… Эх, пропадает без меня город яблочный!»
Emberreiven родом из маленького российского городка Улан-Удэ (столица Бурятии). Теперь она живет и работает в Алматы. Она полюбила здешние горы, но до сих пор не может привыкнуть к местному транспорту. «В Улан-Удэ автобусы хоть и старые, но не такие драные, — комментирует она фото. — В основном японские маршрутки на 11 мест — все сидят по местам, проезд 12 рублей (60 тенгеприм.авт.). Очень чисто и комфортно. Трамваи новые. Кстати, сегодня алматинский кондуктор накричал на меня: «Вылезай быстрее-е-ей!» И я на ходу выпрыгнула из автобуса. Возмутило это хамство меня ужасно».
Алматинский юзер lamanzh, временно живущий в Краснодаре, оттуда прислала свое мнение по поводу «драных автобусов», как их окрестили комментаторы. «Сразу скажу, что с общественным транспортом тут намного лучше, хуже алматинского транспорта и «сервиса» еще не видела, — сообщает lamanzh. — Весь транспорт тут останавливается строго на остановках. Почти все автобусы большие, появляются автобусы на газе. Везде приличные кондукторы, есть какая-никакая, а форма в виде ярких накидок. Кстати, в алматинском транспорте больше всего раздражает орущее НЕЧТО под дверью и неработающие валидаторы. И уж точно в Краснодаре нет никакой гонки между автобусами, каждый едет в своем режиме (вспоминаю страшные байги, которые алматинские водители любят устраивать…) В целом создается спокойное ощущение поездки, без криков и суеты».
Аkirokira пишет из Минска: «Здесь автобусы-троллейбусы частью новые, своего же производства, частью старые, но чистые. На конечных водители (или кондукторы) обычно осматривают салон на предмет грязи и забытых вещей. Вещи сдают женщинам из диспетчерских станций, и их оттуда (о чудо!) потом можно забрать без особых проблем. Перила регулярно красят, обивку на сидениях меняют».
Экс-алматинка, а ныне гражданка Канады Marina_i довольна общественным транспортом, правда, канадским: «В Калгари автобусы и метро в идеальном состоянии. Видно, что убирают каждый день. Никаких подозрительный надписей на сиденьях и стенах не замечала. Бывает, конечно, молодежь стеклянные остановки или окна на станциях метро выбивают, но, как правило, в течение пары дней городские службы производят ремонт или замену. Обычно, транспорт ходит строго по расписанию, минута в минуту, если нет форс-мажорных обстоятельств. Единственно но, на мой взгляд, — дороговато, почти 3 доллара за поездку».
Weit живет в Лейпциге, где, по ее мнению, общественный транспорт практически идеальный. «Хотя последние два года ситуация ухудшилась, но как ухудшилась? — смеется Weit. — Если я вот позвоню маме и пожалуюсь, что у нас тут в трамваях часто автоматы по продаже билетов не работают и телевизоры с новостями отключаются — так я думаю, она сползет на пол от смеха».
Она также добавила, что почти во всех городах Германии на большинстве остановок есть электронные табло, где можно увидеть когда и какой трамвай или автобус приедет.
— В трамваях некоторых маршрутах утром и вечером в час пик в каждом вагоне присутствует пара сотрудников транспортной компании. Они помогают бабушкам с палочками и инвалидам зайти в вагон и благополучно из него выйти. Ночью загулявших граждан развозят автобусы «ночных» линий. Их не очень много и ходят они редко, но они охватывают весь город. Зато и проездные на месяц в Лейпциге, по словам Weit, стоят около 40-50 евро (малоимущие могут приобрести билет с 50-процентной скидкой).
Nashingyou в свою очередь «телеграфирует»: «Даже в Ташкенте получше с автобусами. Только на окраинах города еще может можно найти «Дэу», но по городу ездят большие и зеленые «Мерседесы».
Свой взгляд на причину «автобусной разрухи» в Алматы высказал Schriftsteller. «Это из-за отсутствия централизованного подхода, — считает он. — Частники и города покупают что подешевле, то есть б/у. А автобусами надо снабжать на республиканском уровне. В Алматы есть троллейбусный завод, на нем можно было бы собирать из машинокомплектов автобусы».
А Kropotkina по мотивам моего вопроса сделала целый отчет об общественном транспорте в миллионном Мюнхене.
— Общественный транспорт Мюнхена более чем развит, — сообщает она. — Главные — три вида транспорта: метро, автобусы и трамваи. В мюнхенское метро, особенно на новые станции, можно ездить как на выставку в музей современного искусства. Когда принимается решение об открытии новой станции, город открывает проект, и победившие архитекторы воплощают его в жизнь.
Весь общественный транспорт приспособлен к нуждам людей не мобильных. Инвалидов, стариков и мам с колясками. На каждой станции метро — эскалаторы и лифты. Эскалаторы причем «энергобережливые» — есть, например, только один эскалатор вверх и вниз. Когда поток людей наверх иссякает, ждущие наверху наступают ногой на сенсор и эскалатор меняет направление. Когда никто не едет, эскалатор стоит.
Автобусы подъезжают ровненько к остановке. Если появляется колясочник, который по каким-либо причинам не может заехать в автобус — автобус выдвигает панель, которая завозит колясочника в салон. У более старых моделей водитель автобуса выходит и сам эту панель выдвигает. Все водители носят униформу, весь общественный транспорт одного цвета.
За что я люблю общественный транспорт в Мюнхене — он действительно общественный. На нем ездят ВСЕ. С утра автобусы и метропоезда переполнены сотрудниками больших фирм типа «BMW». И простая секретарша, и начальник департамента, все дружно едут на работу в достаточно свободном транспорте. Вечером, когда открываются клубы и рестораны, появляется публика праздная — народ едет в рестораны и в оперу. Я обожаю дам в вечерних платьях и брильянтах, с мужьями в бабочках и смокингах, степенно спускающихся по лестницам в метро. И ни разу не видела взрезанных сидений. Часто, особенно вечером, на сидениях валяются газеты. Купил-почитал, оставил. С удовольствием беру и читаю».

Да, далековато нам до Мюнхена…