Чтобы казахстанское мясо стало дешевле, его надо продавать дороже. Таким мнением с нашей редакцией поделился гендиректор Мясного союза Казахстана Максут БАКТИБАЕВ.
Без стандартов, но уже есть
На неделе в правительстве вновь рассматривали проблемы развития животноводства. Если верить министру сельского хозяйства РК Сапархану ОМАРОВУ, страна медленно, но верно превращается в мясную державу. Мы уже обеспечиваем себя на 98 процентов говядиной, с избытком производим куриное яйцо и в целом постепенно наращиваем поголовье всех видов животных.
За первые полгода 2019 года валовый объем выпуска мясной продукции увеличился на 10,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выросли также объемы экспорта. Согласно данным минсельхоза, в 2017 году Казахстан отправил за рубеж 5,5 тысячи тонн говядины и почти тысячу тонн баранины, в 2018-м – 19,9 тысячи тонн говядины и 3 тысячи тонн баранины.
При этом у страны есть потенциал по экспорту свинины: рядом Китай – основной потребитель этого вида мяса, дело лишь за нашими фермерами.
– Министерством ведется активная работа по снятию ограничений и несогласования ветеринарно-санитарных требований на переработанную продукцию из сельскохозяйственного сырья в приоритетные для РК по экспорту страны. В результате принятых мер мы планируем нарастить объемы экспорта говядины до 37 процентов, баранины – до 32 процентов, свинины – до 43 процентов к периоду совершения реализации отраслевых программ. Увеличить рост продукции АПК возможно через использование конкурентных преимуществ казахстанской продукции, в частности, экологичности. Необходимо наладить систему производства переработки и сертификации продукции “органик” и “халал”, – отметил Сапархан Омаров.
Тут стоит отметить, что разговоры о стандартизации “халал” ведутся в стране давно. И именно Казахстан стал инициатором создания Исламской организации безопасности продукции. А в 2015 году был принят Закон о производстве органической продукции, но до плана конкретных мероприятий наша страна так еще и не дошла.
Премьер-министр РК Аскар МАМИН поручил минсельхозу до 15 августа предоставить правительству “Дорожную карту” по развитию халал-продукции. Но при этом глава правительства подчеркнул, что основная задача животноводов – наладить переработку.
– На сегодняшний день объемы переработки сельскохозяйственной продукции остаются на низком уровне и составляют не более 35 процентов. В России этот показатель – 40 процентов, в Белоруссии – 50 процентов. В развитых странах Евросоюза он составляет более 80 процентов. При этом наши перерабатывающие предприятия не могут обеспечить самостоятельный рост из-за малых мощностей, устаревшего оборудования и недостатка сырья, – заметил премьер-министр.
Он призвал привлекать в эту отрасль как можно больше инвесторов, в том числе иностранных.
Кому нужны рога и копыта?
А вот в Мясном союзе Казахстана уже не так уверены в необходимости мясоперерабатывающих заводов. Во всяком случае, сейчас.
– Чтобы вырастить корову, надо потратить определенные деньги, допустим, 1 000 долларов. Но корова – это не только мясо, это шкура, кости, кровь и так далее. И для того, чтобы фермеру было выгодно выращивать скот, а населению – покупать мясо, как можно дороже нужно продавать именно вот эти субпродукты. В соседнем Китае это можно сделать за 500 долларов с туши. Наши мясоперерабатывающие заводы способны за “отходы” дать всего 10–15 тысяч тенге. То есть вся себестоимость выращивания одного бычка ложится именно на мясо, – объясняет гендиректор профсоюза Максут Бактибаев. Сможет ли Казахстан завалить Китай мясом и чем нам это грозит
Причина низкой рентабельности нашей переработки – малая мощность заводов.
Чтобы, как в Китае, иметь со шкур и копыт одной буренки по 500 долларов, завод за смену должен обрабатывать минимум 300 голов, а в идеале – 500–1 000.
У нас же в стране все мясоперерабатывающие заводы рассчитаны на 100 голов в смену, да еще и загружены не полностью.
– Поэтому мы сейчас считаем, что оптимальным для нас на данном этапе можно считать экспорт в Китай живого скота. Там сейчас за килограмм живого веса дают 3,6 доллара, это 1 400 тенге. Для сравнения: у нас живой скот мясокомбинаты принимают по 820 тенге за килограмм. По этой же цене в прошлом году скот экспортировался в Узбекистан. Сейчас мясной союз заключил договор с китайской компанией “СИТИК Констракшн” о ежегодной поставке 240 тысяч откормленных бычков пород ангус и герефорд по 3 доллара за килограмм, – рассказывает Максут Бактибаев.
Тут, конечно, возникает резонный вопрос: а как же внутренний рынок? Во-первых, по какой цене мы сами будем покупать мясо, а во-вторых, не останется ли в итоге животноводство отраслью, поставляющей на экспорт исключительно сырье?
Как уверяет гендиректор мясного союза, время само все расставит по местам.
– Нам в первую очередь нужно увеличивать поголовье скота. Когда будет много скота, проблемы решатся сами собой. Для того чтобы было много скота, нужна хорошая цена. Когда фермеры видят, что заниматься мясом выгодно, они вкладывают в это дело деньги. Когда скота станет больше, у нас наладится переработка и снизится цена на мясо, – объясняет он.
Пока же, отмечает Максут Бактибаев, цены на мясных прилавках, и тем паче на отечественных мясоперерабатывающих заводах, фермеров на новые рекорды совсем не вдохновляют.
НУР-СУЛТАН