По словам первого заместителя премьер-министра финансов Алихана Смаилова, необходимо обратить особое внимание на решение проблемы фискализации денежных переводов. Стоит задача по тому, чтобы полноценно охватить налогообложением деятельность предпринимателей, которые обязаны платить соответствующие налоги. Он отметил, что налогообложение должно проводиться с учетом тех освобождений, которые предоставлены в настоящее время для предпринимателей.
Помимо этого, общественный деятель Денис Кривошеев сообщил на своей странице в Facebook, что казахстанская экономика заходит в рецессию из-за коронакризиса. В связи с чем остается только наращивать налоги, которые собираются напрямую с населения. По его информации, правительство утвердило список отраслей, которые станут источником розничного налога в 3 процента чуть более чем через год. Туда войдут 114 видов деятельности, включая розничную торговлю непродовольственными товарами, техобслуживание, развлечение и туризм. Помимо этого, в список вошли фитнес-клубы, парки, бытовые услуги, салоны красоты.
Насколько оправданна такая мера, учитывая, что уровень доходов населения снижается, малый и средний бизнес переживают тяжелые времена, а налоги продолжают возрастать? Об этом медиа-порталу Caravan.kz рассказал отечественный экономист, член общественного совета при ЕНПФ Петр СВОИК.
— Руководство страны вынуждено слушать то, что говорит минфин, а там, если не нагнетают панику, то докладывают обстановку в весьма драматических тонах. С бюджетом все весьма неблагополучно, и что-то надо делать. Однако такие действия не помогут спасти бюджет, потому что та рыночная экономика, в которой мы как бы находимся, предполагает, что кризисы случаются, но правительство борется с ними, помогая бизнесу и населению. То есть снижает налоги и выделяет государственную помощь как покупателю, так и производителю.
Мы действуем строго наоборот и повышаем налоги во время кризиса. Потому что у нас не рыночная экономика, а придаточная к рынку. У нас нет нескольких основополагающих институтов реального рынка. В частности, в стране нет кредита, все, что называется "кредитом" в Казахстане, — это перепродажа уже выданных за рубежом кредитов, а здесь банки их просто перепродают.
Далее, тенге — не суверенная валюта, а местный доллар, и функционирует он именно в этой роли. Кредитной эмиссии в стране не производится в принципе, за этим строго следит Национальный банк, поскольку как кредитор первой инстанции он прекратил свою деятельность еще в конце 90-х, и теперь это просто валютный обменник. В итоге в стране нет национального кредита, и на этом все замыкается.
Казахстан вписывался в мировой рынок перед началом подъема мировых цен, и придаточность тогда не ощущалась, а наоборот, возникала эйфория, якобы наконец рынок заработал. С 2001 по 2007 год все было отлично с деньгами, но уже с 2009 года все пошло под откос. И с тех пор у нас пытаются выстроить самостоятельную экономическую систему. Для этого необходимы национальный кредит и национальные инвестиции, которых нет. У нас вполне официально действует культ иностранного инвестора, который загоняет экономику в долговую зависимость. И пока будет этот культ, а руководство не поймет проблем с Нацбанком, население и бизнес будут еще больше обкладывать налогами, и всем будет только хуже.
— Как скажется на казахстанском бизнесе введение розничного налога в 3 процента для ряда предприятий?
— Если правительство собирается освобождать от НДС ряд отраслей и переводить на налог с оборота, то это некое упрощение и значительное облегчение для бизнеса. Если же это будет как дополнительный налог, то все будет очень плохо.
Внешнеэкономическая деятельность Казахстана, которая была основой и двигателем, сейчас находится на уровне 2007-2010 года. ВВП в долларах — это 2010 год, а экспорт-импорт — это 2007 год. С внешней экономикой все весьма драматично. С внутренней экономикой, малым и средним бизнесом активность упала по крайней мере в два раза в сравнении с двумя годами ранее. Малый и средний бизнес внутри страны чувствует себя очень плохо. Относительно нормально чувствуют себя только те, кто находится под прямой государственной поддержкой, активно участвует в госзакупках и в распределении бюджетных денег. Все остальное в глубокой депрессии.
В таких условиях государство должно мощнейшим образом вливать деньги в экономику. Через кредиты, инвестиции или бюджетную поддержку, а наше государство не может производить ни национального кредита, ни национальных инвестиций. Это не сулит ничего хорошего.
— Учитывая все события, может ли это привести к тому, что население будет беднеть еще больше?
— Сейчас происходит завершение экспортно-сырьевого цикла, который был специально сформирован внешним образом в конце 90-х — начале 2000-х годов. На самом деле, сейчас надо заниматься не обсуждением налогов и акцизов, а тем, что пора менять модель и смотреть в сторону развития евразийской интеграции как альтернативы. Надо создавать модель, направленную на собственное развитие, она может быть только евразийская. Пока этого не произойдет, у нас будут продолжать дергаться в истерике, не зная, как пополнять бюджет, и вводить в истерику налогоплательщиков.