28 июля произошло землетрясение близ Алматы, по данным сейсмологов – в 3,4 балла. Алматинцы уже привыкли к таким “вздрагиваниям” земли, но в этот раз землетрясение было необычное.
Сначала о нем не было вообще никаких сообщений, а позже информационные агентства коротко передали, что землетрясение было зафиксировано в 20 километрах от Алматы, и вызвано оно было… мощным промышленным взрывом.
Информация появилась со ссылкой на центр сбора и обработки сейсмической информации Института геофизических исследований Казахстана. “По уточненным данным, это событие является промышленным взрывом мощностью 22 тонны, произведенным на карьере Котур-Булак”, – говорилось в сообщении центра. Энергетический класс землетрясения составил 7,1. Интересно, что же такое взрывают у нас под городом, что земля ходит ходуном?
Мы решили выяснить это и отправились на карьер. Находится он в одноименном ущелье Котур-Булак, всего в нескольких минутах езды от Алматы по Талгарской трассе.
На подъезде к карьеру мы заглянули в село, расположенное чуть ниже промышленного объекта. Местные жители ощущали толчки, звенела посуда, но к таким колебаниям земли, как нам сказали, люди уже здесь привыкли. Они указали нам дорогу на крупный промышленный объект. От завода по переработке щебня, который расположен в ущелье, идет бесконечная вереница КамАЗов. За ними мы и отправились. На карьере добывают камень, поэтому не мудрено, что для этого нужна мощная сила. Но, увидев нежданных гостей на подъезде к карьеру, нас остановили – въезд запрещен. А после вопроса, производятся ли здесь промышленные взрывы, сразу же попросили покинуть территорию. Но мы проявили настойчивость – общество имеет право знать, кто и что так мощно взрывает, ведь это может нести угрозу населению. И настояли-таки на встрече с начальником участка. Он спустился с карьера. И очень настороженно ответил на наш вопрос.
– Кто вам сказал, что здесь был взрыв? Я впервые слышу. Взрывов у нас нет, может быть, когда-то давно, когда карьер только открывался, и взрывали… Но сейчас мы используем гидромолот и экскаваторы, – сообщил начальник участка. – Если такие взрывы производят, то нужно брать разрешение, по технологии, в КНБ, заранее предупреждать…
У нас все записано!
Вообще-то мы и сами подумали, что просто так, без разрешения, взрывать нельзя, ведь последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Так кто же лукавит в данной ситуации? Разработчики карьера, которые, возможно, произвели взрыв без разрешения, или это ошибка центра сбора и обработки сейсмической информации Института геофизических исследований Казахстана?
Мы дозвонились до руководителя центра сбора и обработки сейсмической информации Института геофизических исследований Казахстана Натальи МИХАЙЛОВОЙ, чтобы уточнить информацию.
– Записи у нас есть, и от них никуда не денешься. Существует помимо нас еще сеть станций Института сейсмологии, они там стоят ближе, чем наши, мы консультировались с ними после регистрации толчков. Их обработчики подтвердили, что это был взрыв на Котур-Булаке. Там есть свои особенности записи. Идет анализ, и находят такие, которые говорят, что это не естественное природное событие. В год мы регистрируем около 4 тысяч карьерных взрывов по Казахстану, это привычное явление, они записываются, как землетрясения. Необычность этого взрыва, что он произошел рядом с Алматы. Карьер существует уже давно, и время от времени там производятся взрывы разной мощности. И для каждого карьера есть предельная мощность, больше которой нельзя производить взрыв. На карьерах эта информация есть.
Кто в ответе за безопасность?
Однако, как видим, не все так уж все прозрачно в этом вопросе. Если взрывы разрешены, почему же работники карьера всячески пытаются утаить информацию? А если мощность взрыва будет не 22 тонны, а все 50? Чем это грозит близлежащим поселкам и мегаполису?
Вопросов много, и большинство из них осталось без ответа, несмотря на то что мы пытались выйти на контакт с руководством карьера.
Вокруг Алматы сейчас разрабатывается не один карьер, эти промышленные объекты практически “взяли в кольцо” южную столицу. И если предположить, что они начнут самовольно, без разрешений и точных расчетов производить взрывы, то результат может оказаться непредсказуемым. Уж очень неспокойная обстановка вокруг южной столицы. Колебания земли, как известно, могут спровоцировать сход селей и оползней и прорыв моренных озер. Ученые вспоминают, что мощный техногенный взрыв уже сотрясал Алматы, когда начиналось строительство плотины на Медео. Тогда его мощность составила почти 6 тысяч тонн, в месте взрыва ощущалось землетрясение силой около семи баллов. Тогда над вопросом безопасности города и возможных последствий ломали голову лучшие умы Союза. Все обошлось. О сегодняшних возможных промышленных взрывах, похоже, не знают ни в акиматах города и области, ни в других службах. А как же тогда с безопасностью такого большого города, как Алматы?