Но вывески менять пока никто не собирается: водители привыкли к известному имени, а новые владельцы решили начать ребрендинг изнутри.
В феврале 2019 года нацкомпания «КазМунайГаз» в рамках программы приватизации продала всю свою сеть автозаправочных станций, нефтебаз и лабораторий. Новым владельцем стала компания «PetroRetail». О той сделке много судачили пользователи соцсетей. Кто-то переживал, что на казахстанский рынок пришли зарубежные игроки, кто-то предрекал падение качества горючего на АЗС. Но в полноправное владение ТОО «PetroRetail» вступило с апреля этого года, а обещанных ужасов все нет.
— «КазМунайГаз» — это не просто бренд. Он имеет свой авторитет. Я бы даже сказал, исторический капитал. И наша задача – этот капитал грамотно использовать и обеспечить такое качество работы, чтобы не нанести урона торговой марке, — говорит заместитель генерального директора по развитию ТОО «PetroRetail» Арман Оспанов.
Согласно условиям договора, новый владелец полностью cохранил все действующие 344 заправочные станции, 34 нефтебазы и три лаборатории со всем оборудованием. Условия сделки предполагали, что под маркой «КазМунайГаз» сеть будет работать до 31 декабря 2019 года, однако недавно стороны договорились о продлении использования товарного знака еще на год.
За этот год маркетологи «PetroRetail» изучат рынок, определятся со стратегией ребрендинга и без лишней спешки его проведут. Какой будет новая вывеска, пока никто не знает, но концепция будущего заправок уже известна:
— Если раньше заправки «КазМунайГаз» воспринимались как итоговое звено вертикально интегрированной нефтяной компании по добыче – переработке – реализации топлива, то мы себя позиционируем как ретейлеры. Наша задача – сделать так, чтобы клиенту было комфортно покупать бензин на наших заправках. Поэтому мы сейчас будем расширять ассортимент магазинов, уже ставим кофейные аппараты, хотим все наши заправки обеспечить точками Wi-Fi и другими услугами. Например, сейчас строим шесть больших заправок по трассе Западная Европа – Западный Китай. Там будут большие туалеты с душевыми, чтобы все водители расценивали наши точки не просто как место, где можно заправить бензин, но и как островок комфортного отдыха, — рассказывает Арман Оспанов.
Что точно должно остаться без изменений, так это высокое качество топлива. На свои заправки ТОО «PetroRetail» позвало журналистов в первую очередь для того, чтобы показать процесс топливного контроля.
Пока Арман Оспанов рассказывал, какое будущее ждет самую крупную казахстанскую заправочную сеть, на заправку приехала машина мобильной лаборатории: лаборанты взяли из подземных резервуаров пробы бензина АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизтоплива, опломбировали бутылки и повезли их на контрольную проверку.
— Раньше практиковалось проводить экспресс-анализы в мобильных лабораториях, но такие замеры не могут служить доказательством в суде, поэтому в нашей компании проводятся испытания в стационарных условиях, — рассказывает директор испытательной лаборатории Галия Медетбаева.
Женщина работает в лаборатории уже более десяти лет и признается, что случаев, когда на их АЗС был выявлен некачественный бензин, еще в ее практике не было. Вот и в этот раз устройство по определению октанового числа «вынесло» вердикт: бензин марки АИ-92 имеет октановое число 93 единицы.
Как объяснили сотрудники лаборатории, бывает, что октановое число даже выше: завод-изготовитель выпуск автомобильных бензинов осуществляет с запасом качества по показателю «октановое число»: зная, что часть октанов может окислиться, при производстве их сознательно чуть-чуть завышает.
Впрочем, октановое число – это не единственный параметр, по которому проверяется топливо: плотность, содержание серы, механические примеси и вода – всего в лаборатории могут проверить порядка 20 параметров нефтепродуктов. И, как отмечают лаборанты, с тех пор как казахстанские НПЗ прошли модернизацию, качество отечественного бензина заметно выросло. Сейчас абсолютно все отечественное топливо соответствует экологическим классам К4 и К5. Это значит, что в нем стало в разы меньше серы, чем раньше. Водители это сами вряд ли заметят, а вот планета скажет «спасибо»: именно сера является виновницей большей доли вредных выбросов в атмосферу.
Между тем казахстанские водители очень часто все проблемы своих машин любят списывать на некачественный бензин.
В испытательной лаборатории склонны думать, что это не более чем стереотипное мышление: они проверяют каждую заправку ежемесячно, и без нареканий. А вот как часто те же привередливые водители делают техосмотр своих железных коней – большой вопрос.