Что тяжелее – яблоко или арбуз? Почему многие дети не могут ответить на этот вопрос - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что тяжелее – яблоко или арбуз? Почему многие дети не могут ответить на этот вопрос

Что тяжелее – яблоко или арбуз? Почему многие дети не могут ответить на этот вопрос

Многие дети не могут ответить на этот вопрос. Задержку развития вызывают гаджеты и желание сделать из ребенка раньше времени вундеркинда

  • 12 Июня 2019
  • 2289
Фото - Caravan.kz

По мнению психологов, все самое важное закладывается в ребенке до 7 лет. Поэтому именно в этот период важно уделять своему чаду особое внимание. Однако у современных родителей две крайности: кто-то вообще не занимается детьми, а кто-то уж слишком усердствует в этом деле. У таких родителей расписаны каждые полчаса: секции, кружки, репетиторы. А как нужно на самом деле?

– На самом деле нужен баланс. Есть категория мам, которые сажают ребенка перед телевизором, дают в руки гаджет и занимаются своими делами. В этом случае к 3 годам мы можем получить ребенка с очень большими задержками развития. А также в будущем не исключено столкнуться с такой проблемой, как задержка речевого развития. По сути, это приводит к ранней инвалидности. На этот счет проводились специальные исследования. Если ребенок до года хотя бы час в день проводил за гаджетом, смотрел мультфильмы, то у него уже в семь раз выше риск возникновения задержки в развитии. Это научно доказано, – говорит детский психолог, нейропсихолог, руководитель центра развития “Анима” Жайнагуль КОНС­БАЕВА.

– Что вы подразумеваете под ранней инвалидностью?

– Это и задержка речевого развития, и проблемы в поведении. Сейчас это очень актуально.

Из-за гаджетов очень распространены в последнее время такие проблемы, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

То есть дети неусидчивые, невнимательные, нет речевых навыков (а ведь речь – это базовая психическая функция), нет внимания и памяти на должном уровне. Не развито мышление, то есть дети не могут анализировать, классифицировать предметы, делать логические умозаключения.

Поэтому наша задача – донести до родителей, что очень плохо не заниматься ребенком. Но и интеллектуально загружать малыша раньше времени тоже не стоит. Природа все мудро предусмотрела: ребенок развивается в соответствии с возрастными особенностями. Как не надо разговаривать с детьми

– А чем чревато чрезмерное увлечение ранним развитием интеллекта у ребенка?

– Раньше времени нагружать ребенка ненужной информацией тоже нехорошо. Допустим, в 3 года не надо учить ребенка читать, потому что мозг к этому еще не готов. Хотя многие учебные центры обещают это сделать. Это говорит о непрофессионализме, незнании особенностей развития. Они используют амбиции родителей.

В 3 года мы должны развивать крупную моторику, умение правильно двигаться, управлять своим телом. Поэтому важно, чтобы ребенок увлекался спортом, делал элементарную зарядку, занимался подвижными играми с мячом.

Если детям в раннем возрасте дать возможность двигаться, это будет лучшее развитие для него, чем посадить его, скажем, заниматься с карточками. Необходимо развивать мелкую моторику и сенсорику. Причем нужно дозировать занятия – по 15–20 минут, но каждый день, чтобы была система.

– Что еще важно для ребенка в раннем возрасте?

– Очень важно соблюдать режим: вовремя ложиться спать. Сейчас с этим у многих проблема. Первое, что я обычно спрашивают на своих консультациях: во сколько вы укладываете ребенка спать? Когда родители говорят, что не раньше 23.00–24.00, значит, тут есть над чем работать.

Ребенка необходимо укладывать в 9 вечера. Дело в том, что у нас в мозге есть некий энергетический блок.

Это наша батарейка, которая дает возможность качественно проживать эту жизнь, быть трудоспособным и не утомляться. А эта батарейка как раз зависит от того, как соблюдается режим дня. Если с режимом все нормально, то полученная информация будет легко усваиваться. Во-вторых, ребенок не будет подвержен стрессам и не будет проблем в поведении. Всё это связано с работой нервной системы и головного мозга.

В организме с 9 до 12 часов ночи вырабатывается гормон мелатонин, который “сортирует” полученную информацию.

Допустим, ребенок пошел в садик, выучил стих, приходит домой и ложится спать. В это время в головном мозге помимо его воли идут процессы, и вся информация, которую он получил, сортируется в долговременной памяти. Но только при условии, если он будет вовремя ложиться спать. Если же режим не выдерживается, часть информации не запоминается.

– Это касается и взрослых?

– Да. Взрослым также нужно ложиться в 22.00–23.00, так как с момента пробуждения человек может удерживать и концентрировать внимание только в течение 13 часов после пробуждения. Это связано с работой третьего блока мозга, который называется “лобные доли”. Он отвечает за концентрацию внимания, планирование деятельности и произвольное внимание.

Если мы постоянно недосыпаем, то не сможем долго концентрироваться.

Поэтому многие взрослые сейчас жалуются на синдром хронической усталости. Из-за того, что они недосыпают, у них плохая память, они не могут удерживать внимание. Большое влияние на это оказывают и гаджеты. Перед сном почти все мы пролистываем ленту новостей в соцсетях, проверяем почту, общаемся в ватсапе. А ведь яркий блик экрана телефона также блокирует выработку мелатонина. Поэтому очень полезно не брать в руки телефон за час до сна и в течение часа после пробуждения.

– Если мама домохозяйка, а дети не хотят идти в садик, что ей делать?

– Все нейропсихологии рекомендуют придерживаться строгого распорядка дня. Даже если ребенок в садик не ходит, то все равно мы должны выстроить правильный режим дня. Пусть мама не занимается целый день с утра до вечера, но в первую половину дня ребенку необходимо уделить хотя бы 20–30 минут, и столько же времени позаниматься во второй половине.

Причем в первой половине дня мы рекомендуем заниматься развивающими играми, а во второй половине – творческими материалами, то есть это лепка, аппликации, рисование.

Такое совместное проведение времени матери с ребенком в будущем окажет положительное влияние. Потому что, когда мама уделяет ребенку время, формируется эмоциональная привязанность.

– И что она дает?

– Когда мама говорит своему малышу 4–5 лет, что нельзя ходить по лужам или еще что-нибудь делать, ребенок будет прислушиваться. А если между мамой и ребенком такой эмоциональной связи и привязанности нет, то даже, если она будет кричать и надрываться, призывая к дисциплине, все будет бесполезно.

Необходимо эффективно проводить время с ребенком.

Даже, если вы работающая мама, то нужно аходить хотя бы 15 минут в день, чтобы быть рядом с ребенком: почитать ему книжку, или порисовать с ним, или просто поговорить.

Но эти 15 минут надо полностью посвятить ребенку, без занятий сопутствующими домашними делами. Причем рекомендуется 15 минут тратить на каждого ребенка, если их в семье несколько.

– Сейчас многие родители стараются отдать чадо как можно раньше в школу, даже в пятилетнем возрасте. Это хорошо или плохо?

– С точки зрения физиологии это неоправданно. Самый оптимальный возраст – 7 лет. Так советуют все психологи и нейропсихологи, иначе потом придется нанимать репетиторов. Дело в том, что к 7 годам созревают структуры мозга, которые помогают ребенку учиться.

Если отдать в школу в 5–6 лет, то уйдет минимум год на то, чтобы сформировать эмоционально-волевую сферу.

Благодаря этому дети могут что-то делать без помощи взрослых. То есть формируется самостоятельность. Ребенок может сам собрать рюкзак, школьные принадлежности, не терять свои вещи. А сейчас в основном видишь, что за ребенка все делают – будто не ребенок учится, а мама. В первом классе это очень хорошо заметно. Можно делать выводы о том, что ребенок не созрел до школы, у него еще не сформирована эмоционально-волевая сфера.

– В каком случае можно говорить о гармоничном развитии ребенка?

– Мы должны развивать ребенка в трех сферах. Причем не важно, год ему, 5 лет или 10. Первая – это сфера физического развития, вторая – интеллектуального, и третья – это эмоционально-волевая сфера развития. Интеллектуальная сфера – это развитие высших психических функций, таких как внимание, память, мышление, восприятие, речь. Почему нельзя игнорировать детские страхи

Я всегда родителям говорю, не нужно раньше времени учить ребенка читать, изучать иностранные языки и загружать другими ненужными вещами.

Вместо этого необходимо развивать ребенку память, внимание, мышление, умение мыслить, анализировать, обобщать и синтезировать. Делать какие-то умозаключения. Если у ребенка будут развиты высшие психические функции на должном уровне, то он, когда придет время, и алфавит выучит, и считать научится. А у нас что получается?

Многие дети изучают иностранные языки, а когда приходят на диагностику, то выясняется, что у них сложности с мышлением.

Они, например, не могут объяснить разницу между стулом и табуреткой, сказать, что тяжелее – арбуз или яблоко. Или у них проблемы с логическим мышлением. Не могут сказать, почему летом нельзя на санках кататься. С детьми мало разговаривают, мало объясняют им. Хорошо развиваются эти навыки во время чтения. Особенно полезны сказки, так как в них есть ритм, повторы. Это способствует развитию малыша.

АКТОБЕ