Вообще-то в молодости он увлекался вольной борьбой. Но друзья однажды зазвали его в туристический поход. Худайберген сходил в горы раз, другой и прикипел душой. Но настоящий переворот в его сознании случился, когда он оказался в альпинистском лагере под Талгаром. Это занятие его так увлекло, что практически стало его профессией.
После нескольких лет тренировок ему предложили восхождение на пик Ленина, и Худайберген согласился без колебаний. Он понимал, что первый его семитысячник станет, по сути, билетом в настоящий альпинизм. Впоследствии эту вершину он покорял еще двенадцать раз!
Теперь в Казахстане он известен как фанат своего дела. В его послужном списке – восхождения на пять семитысячников бывшего Советского Союза за один 1984 год. Такое не каждому удастся сделать. Покорил он вершины Дхаулагири и Чо-Ойо в Гималаях, недавно совершил восхождение на Абадаламу в Непале, несколько раз покорял Хан-Тенгри в Тянь-Шаньских горах, находящийся на высоте 7 010 метров над уровнем моря.
Кроме того, в прошлом году Худайбергену покорился тот самый Мраморный пик на Центральном Тянь-Шане, который считается у альпинистов очень сложным. Все потому, что половина пути представляет собой сложные отвесные участки, а другая половина покрыта сплошным льдом. Неопытным альпинистам не стоит думать о покорении подобных вершин.
Восхождение – это не легкая прогулка, а сложный и опасный путь. Что же тянет альпинистов в горы?
– Прежде всего – необыкновенная красота природы, – утверждает Худайберген. – Даже во время самого восхождения не перестаешь удивляться красоте пейзажей. А когда оказываешься на самом верху, то перед тобой неизменно предстает чудесная картина – мир как на ладони. Тебя в этот момент переполняют восторг и неописуемые чувства!
Плюс к этому альпинизм для Худайбергена – великолепная возможность проверить не только физические силы, но и моральный дух. Преодоление трудностей – это больше преодоление самого себя. Здесь нужно иметь храброе сердце, холодную голову и железные нервы. Ситуации при этом могут быть разные, главное – не паниковать. Прибавьте к этому разреженный воздух, лютые холода, непредсказуемую погоду… Выдержать такое непросто!
– Конечно же, группа альпинистов, с которыми совершаешь восхождение, должна иметь крепкую поддержку между собой, – говорит альпинист. – Бывает, приходится подниматься на вершину с коллегами из Непала, Японии, Южной Кореи и других стран. И в таких случаях языковой барьер не ощущается – альпинисты хорошо понимают друг друга с полуслова или даже с полувзгляда.
А иначе в горах не выжить…