Что такое социальное предпринимательство и с какими проблемами сталкиваются игроки этого поля в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что такое социальное предпринимательство и с какими проблемами сталкиваются игроки этого поля в Казахстане

Что такое социальное предпринимательство и с какими проблемами сталкиваются игроки этого поля в Казахстане

Об этом говорили участники конференции, где презентовали результаты первого в стране исследования по данной теме и пилотную программу развития.

  • 9 Ноября 2020
  • 1704
Фото - Caravan.kz

Третья волна

Анализ ситуации с социальным предпринимательством в стране проведен по заказу министерства информации и общественного развития (МИОР) совместно с ОФ “Зор рух”.

Заместитель председателя комитета по делам гражданского общества МИОР Гульбара СУЛТАНОВА рассказала, что первые ростки социального предпринимательства в Казахстане наблюдались в середине 2000-х с появлением соответствующих НПО, вторая волна пришлась на 2010 год, когда в этом направлении активизировались крупный бизнес и различные фонды.

– Сейчас наступает третья волна, тему активно поддерживают в сенате. Социальное предпринимательство имеет большой экономический, и не только, потенциал, это один из источников конкурентоустойчивости гражданского сектора. Вопросы находятся на стыке 3 ведомств: минтруда и соцзащиты, министерства нацэкономики и МИОР, – отметила она на конференции.

Социальный предприниматель Эмин АСКЕРОВ, недавно назначенный советником министра труда и соцзащиты и вошедший в рабочую группу по разработке законопроекта по соцпредпринимательству, представил итоги первого в республике аналитического исследования по этому вопросу.

– Сейчас в Казахстане работает около 300 социальных предпринимателей. Мы опросили 297 респондентов по 29 вопросам и выявили много печальных моментов. В том числе низкую динамику развития данного направления.

22 социальных предпринимателя указали, что их проекты находятся на стадии закрытия из-за карантина и связанных с ним ограничений (более 25 процентов социальных предприятий ликвидированы из-за COVID-19), отсутствия доступных помещений, финансовых проблем, законодательной неурегулированности данного вопроса, бюрократии и других причин, – сообщил Эмин Аскеров.

57 процентов опрошенных занимаются оказанием услуг. Производством товаров заняты лишь 20 процентов.

Миссия выполнима

На вопрос, является ли ваше предприятие рентабельным, 43,6 процента респондентов ответили положительно. Но нужно учитывать, что немалая часть из них работает в формате общественного фонда. А для ОФ быть рентабельным – это закрывать зарплату сотрудникам и административные расходы.

Авторы исследования отмечают большой провал в финансовой грамотности и вопросах эффективного ведения бизнеса, а также отсутствие глубокого партнерства внутри сообщества социальных предпринимателей.

Пищу для размышлений дает и представленность социальных предпринимателей в конкретных сферах. 24 процента респондентов заняты развитием местных сообществ. Также опрошенные ведут социальную работу, помогают людям, оказавшимся в сложной ситуации, создают рабочие места для уязвимых категорий.

“Это свидетельствует о том, что респонденты не являются социальными предпринимателями по сути, а решают общественные вопросы на основе грантового или проектного финансирования. Представленность реальных социальных бизнесменов крайне мала, а понятийный аппарат термина сильно искажен”, – акцентировали авторы исследования.

К слову, кто-то относит себя к социальным предпринимателям, построив мечеть. Но это не так, заметил Эмин Аскеров.

15 процентов респондентов фокусируются на проблемах женщин, 25 процентов – лиц с ограниченными возможностями, 13 – многодетных семей, 9 – детей-сирот, 5 – пожилых, 7 – безработных, 1 – бездомных, мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев.

На вопрос: “Что для вас социальное предпринимательство по сравнению с традиционным бизнесом?”, 60,6 процента респондентов ответили: концентрация на социальной миссии и лишь потом – на извлечении прибыли.

– Деятельность респондентов в основном ориентирована на молодежь. Например, в социальном кафе “Green Tal” работают 15 молодых людей, все – с особенностями здоровья. Мы радуемся, когда они учатся работать с компьютером или приходят официантом, становятся бариста. Куда дальше идет эта молодежь после работы, как живет, эти вопросы тоже надо решать, – отмечают авторы исследования.

Дайте точки опоры

Среди ключевых проблем для развития соцпредпринимательства участники конференции отметили высокую процентную ставку по кредитам, отсутствие инфраструктуры и несовершенство законодательной системы.

– Перед банками второго уровня мы поднимали вопрос создания лояльных программ (по ставке не выше 7 процентов), ориентированных на социальное предпринимательство. Также начинающим сложно арендовать помещения, и здесь на помощь могли бы прийти региональные СПК, которым акиматы передали здания и земли.

Нужно предоставлять социальным предприятиям помещения и сниженные тарифы на коммунальные услуги.

Также необходимо рассмотреть возможность создания единых точек сбыта. А еще нужен госсоцзаказ от акиматов на продукцию и услуги действующих социальных предприятий. Он может быть в размере 100 миллиардов тенге, – заявил на конференции Эмин Аскеров. Молодой предприниматель трудоустраивает матерей-одиночек, бывших детдомовцев и осужденных

– Возможно, сейчас это звучит как утопия, но почему нет?! Ремесло наших предков носило полномасштабный характер, а сегодня ручной труд очень ценится на Западе. Нужна популяризация деловых людей, открывающих социальные предприятия на локальном уровне, как героев нашего времени. Недавно я проводил тренинги по социальному предпринимательству в Павлодаре, Усть-Каменогорске, Семее, столько людей приходят! 

А ведь всего 2 года назад на нас смотрели, как на сумасшедших! Нас не понимали, нам не верили, и тогда я приглашал работников акиматов прийти на социальные предприятия.

Приезжавшие целыми автобусами веселые госслужащие выходили с другими взглядами. И сейчас уже поступают запросы из акиматов Петропавловска, Караганды, Алматы на развитие этого направления, – поделился Эмин Аскеров.

В планах у молодого активиста – создать региональные центры и школы социального предпринимательства, инклюзивные центры для детей с инвалидностью.

– О том, что это направление бизнеса в стране нужно развивать, говорят такие факты, как резкое увеличение количества граждан, нуждающихся в социальной помощи. К нам в кафе приезжали трудоустраиваться люди из 6 регионов, из сел и моногородов.

В поддержке нуждаются и малообеспеченные, социальные сироты, жертвы домашнего насилия, другие категории лиц. Плюс рост молодежи NEET (not in education, employment or training – не учащиеся, не работающие и не повышающие квалификацию), маргинальной, особенно на юге страны. Не сегодня-завтра мы начнем сталкиваться с этой проблемой, и нужны инновационные подходы к ее решению, и социальное предпринимательство здесь также могло бы принести пользу, – подчеркнул Эмин Аскеров.

НУР-СУЛТАН