Одним из главных мировых событий этого мая можно считать обострение торговой войны между Америкой и Китаем. Ещё 8 мая США ввели дополнительные пошлины на китайскую продукцию на сумму 200 миллиардов долларов. КНР не заставила себя долго ждать: последовали ответные пошлины на сумму 60 миллиардов долларов, что в свою очередь привело к падению американских и европейских бирж.
При этом ни Америка, ни Китай на данном этапе пока ещё не собираются идти на уступки и компромиссы. Сейчас даже встреча глав стран на саммите G20 в Японии в конце июня не предполагает позитивного исхода.
Как долго может продлиться противостояние двух крупнейших мировых экономик? И какое влияние может оказать на Казахстан затянувшийся торговый конфликт? На эти и многие другие вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответил финансовый аналитик и руководитель аналитического департамента "FXPrimus" Арман БЕЙСЕМБАЕВ.
— Насколько серьезно обострение торговой войны между Китаем и США влияет на мировую экономику?
— Надо помнить о том, что США и Китай – это практически половина всей мировой экономики. Если США — это глобальный импортер с крупнейшим рынком, «законодатель мод» в научно-техническом прогрессе, откуда приходят все самые передовые инновации, то Китай – это глобальный экспортер, «фабрика мира», где производится практически все – от спичек до хайтека. Как США сегодня зависимы от производимой в Китае продукции, так и Китай зависим от рынка США и их высокотехнологичной продукции и последних достижений в науке и технике. Само собой разумеется, что конфликт между ними не может не отразиться на состоянии всего мира.
Объем мировой торговли на первый квартал 2019 года уже упал до уровней 2008 года и продолжает падать. Мировая экономика продолжает страдать от протекционистских мер обеих сторон, вызывая напряженность во всем мире, поскольку может вызвать цепную реакцию, которая разрушает глобальное разделение труда и цепочки поставок. В стороне от этого конфликта не сможет остаться никто.
— Кто в этой ситуации страдает больше? Китай или Америка? Или же страны не причастные к этой торговой войне?
— Думаю, непричастных в этой войне не будет. Проблемы в любой из этих двух стран автоматически перекидываются на других и бьют по наиболее чувствительным областям и отраслям экономик, поскольку они встроены в определенные цепочки в глобальной торговле, а они разрушаются из-за торговой войны. Краха доллара ждать не стоит — финансовый аналитик
Если же брать отдельно США и Китай, то многие эксперты едины в своем мнении: наиболее пострадавшим от торговой войны станет однозначно Китай. США для Китая – это один из ключевых рынков сбыта своей продукции, и потеря этого рынка – почти катастрофа для его экономики.
Негативный эффект от введенных пошлин уже давно сказывается на экономике Китая. Количество дефолтов по корпоративным облигациям китайских компаний только с начала этого года уже почти в 3,5 раза превысило показатель прошлого года за тот же период. Блумберг прогнозирует, что до конца года массовые дефолты будут наблюдаться в банковском секторе у средних банков и небанковских компаний, а в 2020 году начнутся банкротства крупных корпораций.
У США в этом плане пространство для маневра наиболее широкое, их экономика намного более диверсифицированная, а возвращение производственных мощностей из Китая только усилит эти позиции.
Сложно сказать, сможет ли Китай найти выход из сложившихся обстоятельств, но на сегодня правительство этой страны высказалось о всяческой поддержке своих производителей в случае необходимости.
— Если обострение торговой войны смогло повлиять на обвал не только американских бирж, но и других стран, то как это сказывается на Казахстане? Есть ли негативное или позитивное влияние на нашу экономику?
— На обвал котировок на бирже повлияло, собственно, не само введение ответных пошлин, а обострение торговой войны вообще. Если говорить в этом ракурсе, то влияние однозначно негативное. Как я говорил, это ударит по наиболее чувствительной для нас отрасли экономики. Мы встроены в глобальную цепочку поставок сырья, главным образом, первичного сырья в виде нефти и горнорудного сырья в виде различных металлов, а Китай – один из крупнейших его потребителей. Если экономика Китая начнет тормозить и испытывать трудности, то спрос на наше сырье упадет, как и его цена. В итоге проблемы автоматически начнутся у нас.
— Будут ли вводиться новые пошлины со стороны как Китая, так и Америки? Осталось ли пространство для маневров?
— Если говорить о пошлинах, то этот вариант исчерпан полностью с обеих сторон.
США ввели пошлины на оставшиеся 200 миллиардов долларов, Китай поступил соответственно на оставшуюся продукцию из США на сумму 60 миллиардов долларов. Больше пошлины вводить не за что. Пространства для манёвра на этом поле больше нет. Зачем Россия пугает Казахстан третьей мировой войной, рассказал политолог
Если эти меры не возымеют ожидаемого эффекта, следующий шаг – запрет на поставки сначала определенных видов продукции, а затем и полная остановка торговли между странами. И если пошлины еще можно как-то преодолеть, снизив себестоимость поставляемой продукции, нивелировав тем самым их негативный эффект, то запрет на поставку – это уже прямой путь к разрушению глобального мира в том виде, в каком мы его знаем сейчас.
— Есть мнение, что за торговой войной Китай может развязать валютную войну и будет искусственно снижать курс юаня к доллару. К чему это может привести?
— Выбора у Китая в этом плане особо не будет. Один из путей преодоления негативного эффекта от повышения пошлин – это как раз снижение курса юаня. Это позволит удешевить китайскую продукцию, и, я думаю, такой подход обязательно будет использован. Если сейчас видно, что юань не пускают выше 6,9-7,0 доллара, то теперь вероятность выхода за пределы этой границы наиболее высока. Доллар к юаню может взлететь до 8-9.
Довольно сложно сказать, к каким последствиям это может привести, но не исключена реакция валют развивающихся рынков, в том числе и тенге, локальная паника на фондовых площадках. Китайский фондовый рынок может упасть, что потянет за собой все остальные фондовые рынки. Но надо все-таки помнить, что юань не является столь глобальной валютой, как доллар США. Доля юаня в мировом обороте не более 1,5-2 процентов, поэтому даже если и будет какой-то негативный эффект, то я склонен считать, что он будет краткосрочным.
— Как падение юаня может повлиять на казахстанский тенге?
— Локальное влияние в виде краткосрочных панических настроений возможно. Но прямого влияния не вижу. Мы все же сырьевая страна, и для нас намного важнее цена на сырье. В этом плане нам важнее, как будет чувствовать себя китайская экономика вообще, о чем я говорил выше.