Необходимо отметить, что аналогов подобной структуре, какой является финансовая полиция Республики Казахстан, на сегодняшний день в странах СНГ нет. Можно конечно провести параллели с таким ведомством как ОБХСС, существовавшим когда-то в системе МВД бывшего СССР, но финансовая полиция Казахстана, это самостоятельный орган по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере экономики, налогообложения, финансовых и должностных коррупционных проявлений.
Разговор в данном материале пойдет о наиболее характерных тенденциях, связанных с экономической преступностью, коррупцией и прочими финансовыми махинациями свойственными сегодняшнему дню и о работе самой финансовой полиции.
По словам начальника следственного управления финансовой полиции Алматинской области майора Ирана Жумабекова, перечень преступных деяний подведомственных ФП, многообразен, но одними из наиболее характерных являются преступления подпадающие под определение — экономическая контрабанда.
В связи с тем, что территория Алматинской области имеет границы со странами дальнего и ближнего зарубежья, а южная столица является крупнейшим мегаполисом Республики, потребляющим массу самых разнообразных товаров, соответственно увеличивается приток контрабанды. Как правило, стоимость таких товаров невелика, поскольку накрутка за таможенные пошлины и другие виды налогов отсутствует. Качество этих товаров также оставляет желать лучшего, в основном это фальсифицированные виды продукции и изготавливаются кустарным, подпольным способом.
Контрабандный груз доставляется самыми разнообразными видами транспорта — в основном автомобильным и железнодорожным. К примеру, около двух месяцев тому назад на станции Байсерке в поезде Новосибирск-Алматы был задержан некто М. пытавшийся провести контрабандой партию аудио-видео кассет на сумму 1,5 млн. тенге. На станции Капшагай был задержан гр. О. который, также незаконно перевозил медицинские препараты и витаминные добавки на общую сумму более 3 млн. тенге. И такие случаи повторяются с завидной периодичностью.
Вред от контрабанды весьма существенен — уменьшаются поступления налогов в бюджет, повышается уровень безработицы, на нет сводится правительственная программа импортозамещения. Плюс ко всему, как следствие, растет коррупция среди сотрудников тех органов, которые потворствуют контрабандистам и закрывают глаза на подобные нарушения.
Как считает Иран Жумабеков, хватает у нас всевозможных коррупционных преступлений, причем борьба с ними на нынешнем этапе малоэффективна, но не потому, что таких преступления мало выявляется или расследуется. Подобных фактов предостаточно, только вот в конечной, судебной инстанции, как правило, возникают сбои, и суды редко доводят до логического конца подобные дела или просто ограничиваются условными наказаниями. Свежий пример — при проведении акции «Ремесла предков», инициированной областным акимом и направленной на улучшение снабжения сельских жителей питьевой водой — для этой цели во многих районах области бурились скважины и строились колодцы — некоторые акимы присваивали денежные средства выделенные на эти мероприятия. И вот в июне минувшего года Балхашским районным судом были осуждены два сельских акима за подобные махинации — каждому дали по 2,5 года условно. Через некоторое время тем же районным судом оба были оправданы(!) подчистую. Такая же ситуация в точности была отмечена в Жаркенте и ряде других районов.
По словам Ирана Жумабекова, наличие экономических судов — возможность введения которых давно уже обсуждается — при наличии компетентных и грамотных судей, в значительной степени помогло бы при вынесении приговоров в отношении различного рода коррупционеров руководствоваться нормой и буквой закона, а не чем-то иным. Ведь в уголовном кодексе Казахстана около шестнадцати статей предусматривающих ответственность за коррупционные деяния, но далеко не все из них реализуются в соответствии с конкретной ситуацией. Но по большому счету, как выразился майор Жумабеков — уровень коррупции в Казахстане проистекает от нашего нынешнего менталитета и нужны годы для того, чтобы свести эти проявления до хотя бы разумного минимума.
В этом плане намного совершеннее западное судопроизводство с их собственным органом судебного следствия, практически исключающего ошибки при отправлении правосудия. Нам с нашей восточной ментальностью надо еще до этого дорасти, поскольку «восток» — уж слишком тонкое это дело.
Также в определенной степени несовершенно наше уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, нуждающиеся в ряде изменений и дополнений и не переориентированное на особенности текущего момента. Об этом не раз уже говорилось на самых разных уровнях, вносились соответствующие и обоснованные предложения, но законодательные решения до сих пор отсутствуют. При наличии различных документов и инструкций ряда правоохранительных органов, порой вольно трактующих те или иные статьи и положения, наблюдаются случаи противоречивого их толкования. Майор Жумабеков, говоря об этой ситуации, в качестве примера привел одну из статей УПК — 185-ю. В статье сказано, что по каждому поступившему заявлению принимается процессуальное решение, тогда как Инструкция Генеральной Прокуратуры требует возбуждение одного дела. По мнению Ирана Жумабекова, если бы в формулировку статьи были внесены изменения, запрещающие приобщения поступивших заявлений к имеющимся материалам, то все было бы ясно. И таких несостыковок масса. В конечном счете, это только мешает действенной и эффективной работе не только финансовой полиции, но и других правоохранительных структур.
Тем более что преступность растет, а противодействие ей из-за неэффективности законодательства, явно не соответствует нынешнему уровню и организованности криминалитета, в том числе и экономического. Примерно больше чем на треть возросло количество возбужденных уголовных дел по коррупционным преступлениям в 2001 году по сравнению с годом 2000.
Да, в работе финансовой полиции, как и в работе любого правоохранительного органа, есть свои недостатки и масса проблем, говорит Иран Жумабеков, но не ошибается тот, кто ничего не делает. В результате работы ДФП Алматинской области доначислено в бюджет налогов и финансовых санкций на многие миллионы тенге. Выявляется масса преступлений. Но в конечном итоге, результативность работы финансовой полиции и отдача от ее деятельности были бы намного выше, если бы не существование вышеозначенных недостатков и проблем, изжить или решить которые, не такая уж большая трудность. Было бы желание.