Выяснилось, что у главной водной артерии Центрального Казахстана и столицы – канала имени Сатпаева эффективность работы насосных станций составляет всего 30 процентов. Большой Алматинский канал не ремонтировался в течение 40 лет со дня ввода его в эксплуатацию. Тогда как в Туркестанской, Кызылординской и Жамбылской области большая часть магистральных и межхозяйственных каналов находится в совершенно изношенном состоянии, в результате чего потери воды на них достигают 40 процентов, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Хуже того, из-за географических особенностей семь из восьми водохозяйственных бассейнов Казахстана – трансграничные, из-за чего республика серьезно зависит от водохозяйственной политики сопредельных государств – Китая, России и стран Центральной Азии.
"Согласно исследованиям наиболее уязвимым оказался Арало-Сырдарьинский водохозяйственный бассейн – на 90 процентов, Жайык-Каспийский – на 80, Шу-Таласский – на 75, Балхаш-Алакольский – на 45 процентов. Наименее – Тобыл-Торгайский и Иртышский водохозяйственный бассейн", — подтвердил глава водного ведомства республики Нуржан Нуржигитов.
Кроме того, согласно данным Института географии и водной безопасности, которые озвучил министр, «среднемноголетний речной сток на территории Казахстана уменьшился на 12,5 кубокилометра по сравнению с 1960 годом. Из которых девять кубокилометров, или 72 процента от всего объема сокращения, пришлись на долю местных рек, а на долю трансграничных рек – 3,5 кубокилометра, или 28 процентов».
"Соответственно, учитывая возможную тенденцию уменьшения трансграничного стока до 2030 года, развитие трансграничного сотрудничества должно стать одним из ключевых аспектов государственной политики в сфере водных отношений. Да и дальнейшее развитие трансграничного сотрудничества требует создания новой и совершенствования существующей двухсторонней и многосторонней договорной базы о совместном использовании и охране трансграничных водотоков с сопредельными государствами", — подчеркнул министр.
Для того, чтобы исправить ситуацию хоть насколько-нибудь в положительную сторону, министерство водных ресурсов и ирригации РК на очередном заседании правительства презентовало концепцию развития системы управления водными ресурсами страны на 2024-2030 годы.
"Документ предусматривает ряд неотложных мер по строительству 20 новых и реконструкции уже существующих 15 водохранилищ, а также более 14 тысяч километров ирригационных каналов, плюс модернизацию гидротехнических сооружений в целях обеспечения водной безопасности страны и снижения дефицита воды", — сообщил Нуржигитов. Что, по его словам, в случае реализации комплексного плана «позволит к 2030 году увеличить площадь орошаемых земель до 2,5 миллиона гектаров, а объем имеющихся водных ресурсов – на 2,4 кубокилометра путем снижения расхода воды при транспортировке с 50 до 25 процентов». Кроме того, реализация плана позволит вроде как улучшить состояние гидротехнических сооружений для устойчивого водоснабжения отраслей экономики и, что интересно, даже снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций. Правда, каким образом – озвучено не было.
И – да, еще любопытный момент: для того, чтобы стимулировать фермеров применять водосберегающие технологии (иными словами – попросту заставлять их это делать), министерство водных ресурсов и ирригации собирается совместно с МСХ РК начать работу по увеличению с 50 до 80 процентов субсидирование затрат на создание ирригационных систем. А также на приобретение оборудования капельного и дождевального орошения. По оценкам Казахского научно-исследовательского института водного хозяйства, это позволит сэкономить порядка 2,1 кубокилометра воды и увеличить урожайность сельхозпродукции в 1,5-2 раза.
Как министерство сельского хозяйства "закапывает" воду в Казахстане
Вот только в ходе заседания правительства совсем не было упомянуто о том, что в 2019 году в Акмолинской области на базе научно-производственного центра зернового хозяйства имени Бараева уже предполагалось запустить производство дождевальных установок, созданных по самым современным технологиям. К сожалению, контракт с американской компанией Valley так и не был подписан, и аграрии, которые на тот момент прошли даже специальные курсы по водосбережению и управлению дождевальными установками, остались ни с чем. Более того, в результате из 1,9 миллиона гектаров орошаемых земель, сегодня, согласно официальным данным министерства, водосберегающие технологии применяются лишь на 16 процентах, или всего на 312,2 тысячи гектаров, «что крайне недопустимо в нынешних реалиях».
Выровнять ситуацию, возможно, поможет то, что «для развития системы учета и прогнозирования водно-ресурсного потенциала страны, а также совершенствования информационных систем управления водными ресурсами планируется создание информационно-аналитического центра». Кроме того, по данным министерства, оно, совместно с национальной компанией «Қазақстан Ғарыш Сапары» разрабатывает интерактивную геоинформационную платформу по водным ресурсам.
"Концепция предусматривает цифровизацию более 3,5 тысячи километров каналов и автоматизацию учета воды на оросительных системах. Для рационального использования водных ресурсов также планируется улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель", — заключил глава водного ведомства. Однако, не сообщив, во сколько обойдутся все эти мероприятия, и откуда на них пойдет финансирование…
Астана