Что пошло не так в Кыргызстане и как уладить дело? - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+8 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что пошло не так в Кыргызстане и как уладить дело?

Что пошло не так в Кыргызстане и как уладить дело?

Что пошло не так в Кыргызстане? Что случится дальше? Чем может помочь мировое сообщество в предотвращении повторного возникновения насилия?

  • 21 Июля 2010
  • 2296
Фото - Caravan.kz

Кыргызстан пострадал от еще одной кровавой революции — уже второй, и намного хуже, в последние пять лет. Насилие захлестнуло большую часть страны, и национальная структура разрывается на части.
Американские поборники демократических ценностей, восхваляемых пять лет назад — администрация Дж.Буша была особенно громкой — когда коррумпированный кыргызский президент Аскар Акаев был свергнут благодаря народным протестам. В ходе «тюльпановой революции», которую многие сравнивали с «революцией роз» в Грузии и «оранжевой революцией» на Украине — все поднимались против постсоветских правительств во имя свободы и демократии «для народа», было очень мало жертв.
Однако г-н Акаев вскоре был сменен на посту президента Курманбеком Бакиевым, который принялся с еще большим усердием грабить страну и стал гораздо более авторитарным. Бакиев, в свою очередь, был свергнут в результате общенациональной волны протестов 7 апреля этого года, и на следующий день власть перешла к широко представленному, действующему из лучших побуждений коалиционному правительству оппозиционных партий.
Новому правительству потребовалось два месяца на тщательную подготовку национального референдума по превращению Кыргызстана, бедной, не имеющей выхода к морю страны с населением 5.5 миллионов человек, в парламентскую демократию. 27 июня около 90 % голосовавших поддержали новую Конституцию и создание первой парламентской республики в Центральной Азии. Около 70 % зарегистрированных избирателей участвовали в голосовании.
Вместе с тем, новой руководящей команде в Бишкеке придется провести много времени, избавляясь от бесполезных или нелояльных назначенцев Бакиева, работающих в армии и полиции, а также ответственных за создание прочной основы для закона и порядка. Их неспособность взять под контроль все рычаги власти позволила стране погрузиться в хаос до принятия новой Конституции.
Преемник Бакиева, действующий президент Роза Отунбаева, которая будет исполнять свои обязанности до конца 2011 года, заявила, что у ее правительства есть неоспоримые доказательства того, что г-н Бакиев, его сын Максим и некоторые из его сторонников виновны в подстрекательстве к насилию в их южном оплоте — Оше и Джелалабаде для дискредитации национального референдума.
Стратегия была проста и использовалась по всему постсоветскому пространству недовольными и властолюбивыми: использовать долго сдерживаемое недовольство по поводу этнических, религиозных или других различий между сегментами общества.
Кыргызстан на 75 % мусульманская страна, с 65 % этническими кыргызами и 14 % узбеками, большинство из которых проживает на юге, рядом с Узбекистаном. Другой значительной группой являются русские, которые составляют 12,5 % населения. Большинство из них православные христиане.
Г-жа Отунбаева и ее коллеги явно не восприняли опасность всерьез. У них неплохо получалось дискутировать по поводу конституционной теории, но они не знали, как управлять страной.
Ночью 10 июня в Оше вспыхнуло насилие, вызванное в основном нападениями кыргызов на узбеков в откровенной демонстрации жестокого этнического национализма. Результаты были ужасающими. Г-жа Отунбаева признала, что в последующие пять дней было убито по крайней мере 2000 человек — почти в 10 раз больше, чем по официальным данным. По крайней мере 400000 беженцев покинули свои дома, 100000 из них хлынуло в соседний Узбекистан.
Для любого случайного американца будет почти невозможно различить узбеков и кыргызов. Поколениями они мирно сосуществовали рядом. Однако насилие создало климат горечи и обиды, которые могут отравить Центральную Азию на поколения вперед, если не будут восстановлены строгий закон и порядок, при этом восстановлены быстро.
Тем не менее, ни одна из трех великих держав с большими интересами в Кыргызстане не хочет быть вовлечена в конфликт. США хотят сохранить хорошие отношения с любым, кто бы ни правил Бишкеком, для того, чтобы продолжать использовать воздушную базу «Манас», которая является важным маршрутом снабжения для сил США и НАТО, сражающихся с Талибаном в Афганистане. Китай имеет огромные растущие и прибыльные связи с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Он не хочет испугать кого-либо из них демонстрацией своих военных или дипломатических мускулов в регионе.
Таким образом остается Россия, но внимание России целиком занято Кавказом, где она концентрирует свои наиболее современные и хорошо подготовленные военные силы для возможной повторной конфронтации с Грузией — администрация Обамы должна отнестись к этой опасности гораздо серьезнее, чем сейчас. У русских было вдоволь долгих, неблагодарных военных кампаний в Центральной Азии (вспомните Афганистан) и они ясно дали понять, что не хотят еще одной.
Международные миротворческие силы обычно являются плохой идеей, за исключением случаев, когда альтернативный сценарий даже хуже. Это как раз случай Кыргызстана. Г-жа Отунбаева провела свой драгоценный референдум, назначив парламентские выборы на 10 октября. Однако, как показывают родовые муки демократии в Ираке, проведение хороших, открытых парламентских выборов в стране, где практически нет опыта настоящей демократии, зачастую недостаточно, чтобы обуздать страсти и амбиции этнических и религиозных групп. Кыргызстан все еще находится на заре своего первого дня демократии.
Для выживания Кыргызстана его правительство должно приступить к предоставлению основного товара, требующегося от каждого правительства — безопасности и спокойствия для людей посредством эффективного управления законности и правопорядка. Пока его действия не принесли желаемых результатов. После суеты и шума длительный политический процесс не поможет.
Кыргызстану как можно быстрее нужны международные миротворцы и реформированная, усиленная полиция и армия. Было бы намного легче снабжать миротворцев, чем реформированную армию: достаточно взглянуть на проблемы, с которыми сталкиваются вооруженные силы США, пытаясь повысить эффективность иракских и афганских сил безопасности.
Однако как бы то ни было, ситуация не настолько плоха. Соседний Казахстан на протяжении почти двух десятилетий поддерживает социальный мир и устойчивое экономическое развитие, несмотря на гораздо более разнообразный этнический состав населения, чем в Кыргызстане. Казахстан предпочитает экономическое развитие политической либерализации в рамках стратегии демократической эволюции. Почти по всем критериям это работает хорошо.
Миротворцы нужны как можно скорее для того, чтобы дать новому правительству в Бишкеке время создать твердое верховенство закона по всей стране и дать толчок экономике после месяцев нестабильности и насилия.
Миротворцы не могут быть американскими, но в любом случае разумная внешняя политика США должна предпринять срочные меры для их дислокации. Насколько возможно, соседние центрально-азиатские страны максимально должны играть ведущую роль в обеспечении стабильности в регионе. Жизни сотен тысяч невинных людей находятся под угрозой.

Мартин Сифф, «Washington Times».

Мартин Сифф — старший корреспондент агентства Central Asia Newswire и бывший старший иностранный корреспондент Washington Times. Его последняя книга «Смена супердержав: Новые и возникающие отношения между США, Китаем и Индией» (Институт Като, 2010 г.).