Что ожидает Узбекистан в 2005 году? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что ожидает Узбекистан в 2005 году?

Что ожидает Узбекистан в 2005 году?

На своей последней сессии парламент старой формации оставил новоявленным депутатам (напомним, что 26 декабря 2004 года в Узбекистане состоялись парламентские выборы) довольно занимательное чтиво, официально именуемое "государственный бюджет на 2005 год".

  • 12 Января 2005
  • 1184
Фото - Caravan.kz

Дефицит бюджета по нему утвержден в размере 1 процента от валового внутреннего продукта, или 153,5 млрд. сумов.
Наибольший оптимизм проявил в данной связи узбекский министр финансов Саидахмад Рахимов, заявивший что в текущем году рост ВВП прогнозируется на уровне 7 % по отношению к 2004 году. При этом намечено нарастить промышленное производство на 9,3 %, сельскохозяйственную отрасль — на 5,1 %, увеличить объемы капитальных вложений на 7 %.
Но самые интересные цифры, как водится, приведены в том, что касается инфляции. По предварительным подсчетам Министерства финансов, она не превысит в 2005 году 6-8 %.
По мнению независимых экономистов, реальный уровень инфляции намного выше официально констатируемых. Если вспомнить прошлый год, то можно отметить рост цены хлеба в третьем квартале со 100 до 150 сумов за буханку. Это уже 50 % роста инфляции. Несколько раз поднималось в цене и топливо, так что говорить о минимальных уровнях инфляции в данной связи некорректно.
Доходы бюджета 2005 года, без учета государственных целевых фондов, планируются в пределах 3,133 трлн. сумов, при этом ожидается потратить 3,267 трлн. Сфера социальной защиты населения, как обычно, составит большую часть расходов государственного бюджета. В 2005 году на эти цели будет выделен 1 трлн. 591 млрд. сумов, или 48,7 % от расходной части. По информации Госкомстата Узбекистана, за последние три года доля бюджетных социальных расходов выросла почти на три процента. Так, к примеру, в 2002 году расходы на «социалку» составили 45,9 %, 2003-ем — 46,1 %, 2004-ом (по предварительным данным) — 47,5 % от общего объема расходной части государственного бюджета. Но даже несмотря на большие вливания уровень социальной защищенности узбекистанцев оставляет желать много лучшего. Почему? На этот вопрос дают ответ независимые аналитики, считающие существующую систему социальной защиты даже не малоэффективной, а в принципе неправильной. Любые средства будут растрачены впустую, пока социальные пособия получают люди, в них не нуждающиеся. Десятки, сотни тысяч людей, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, одновременно получают разного рода социальную помощь, имеют книжки инвалидов. А делают они это зачастую за деньги, понимая, что других путей гарантировать себе пенсию они не имеют. Поэтому даже самые крупные вливания в социальную сферу распыляются среди большого числа тех, кто всеми правдами и неправдами ежемесячно получает социальные пособия.
Несколько выправить ситуацию должен введенный в силу с 1 января 2005 года закон о накопительной пенсионной системе. Однако бросающиеся в глаза недостатки закона, в первую очередь, априорное отсутствие конкуренции на пенсионном рынке и сильное государственное участие в системе, ставят под сомнение эффективность реформируемой сферы. Если для участников накопительной системы не предусмотрено право выбора банка, значит необходимо иметь дело с Народным банком Узбекистана, по тексту закона считающимся единственным банком-держателем индивидуальных накопительных пенсионных счетов. Хотят ли те же самые частные предприниматели держать свои счета в Народном банке? Достаточно вспомнить, что случилось со сбережениями старшего поколения в канувших в лету сберегательных кассах (ныне подразделениях Народного банка), чтобы понять: особого доверия именно к этому банку граждане этой страны не испытывают. И это еще мягко сказано.
Оборона и безопасность страны обходятся узбекским налогоплательщикам в копеечку. В 2005 году из государственного бюджета на сохранение суверенитета, территориальной целостности и правопорядка намечено истратить 761,1 млрд. сумов, или 23,3 % от расходной части бюджета. Эта цифра уменьшилась по сравнению с уровнем 2004 года на 1,4 %.
В Институте стратегических исследований сокращение расходов на «оборонку» связывают с общей программой сокращения численности вооруженных сил, объявленной еще два года назад. В ближайших планах правительства сократить численность армии на 45 тысяч человек.
Несколько иной точки зрения придерживаются некоторые наблюдатели, не пожелавшие назваться. По их мнению, содержание огромного числа военнослужащих и, особенно, сотрудников правоохранительных органов не только накладно для государственного бюджета, но уже вызывает раздражение среди населения страны. Они все чаще задаются вопросом, почему столь мощный и многочисленный отряд милиционеров зачастую занимается вымогательством, нежели наведением общественного порядка.
Государственный аппарат в текущем году обойдется налогоплательщикам в сумму свыше 68,6 млрд. сумов, что составляет 2,1 % от общей доли расходов бюджета. По предварительным прогнозам, в 2004 году на содержание чиновников ушло 2 %.
Еще в 2003 году указы Президента Узбекистана «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления» и «О совершенствовании системы органов хозяйственного управления» дали толчок к приципиальному решению правительства сократить количество чиновников на 40 тысяч человек.
Экономия средств от планируемого сокращения ожидалась в пределах 41 млрд. сумов. Однако после этих громогласных заявлений никаких официальных комментариев ни со стороны Государственного комитета по статистике, ни со стороны Министерства финансов сделано не было.
В бюджете 2005 года также предусмотрено снижение ставки налога на прибыль предприятий с 18 до 15 %, единого социального платежа от фонда оплаты труда с 33 до 31 % и предельной ставки налога на доходы граждан с 30 до 29 %.
Как предполагают финансовые аналитики, под давлением миссии Международного валютного фонда Центральный банк снизил процент рефинансирования с 18 до 16 % с 21 декабря 2004 года. Однако все попытки реформирования узбекской экономики могут пропасть даром, если не будут произведены структурные изменения, в силу чего страна станет экономически более открытой и свободной.