Как не ошибиться с выбором нового аккумулятора для вашего авто, корреспонденту Caravan.kz рассказал автомастер Вадим Е.
— Как понять, что пора менять аккумулятор в автомобиле?
— Первый признак того, что ваша АКБ (аккумуляторная батареея) доживает последние деньки, — это прежде всего снижение силы тока и его низкое напряжение.
Понять это немудрено, ведь при "умирающей" АКБ стартер при заводе автомобиля подвывает. Характерный признак также — если фары, приборы на "торпеде" и подсветка в салоне светят тускло. Если все совсем плохо, то при попытке завести автомобиль не происходит вообще ничего, а сам автомобиль заперт и не реагирует даже на брелок сигнализации.
Однако бежать за новой АКБ сразу не стоит, перед покупкой нового аккумулятора лучше убедиться, что текущий уже негоден к дальнейшей эксплуатации. Для этого проводится диагностика как самого аккумулятора, так и электрики автомобиля, нередко бывает проблема и в ней.
Если "пациент скорее жив, чем мертв", то батарея будет принимать зарядный ток величиной в одну десятую емкости и отдавать минимум 70-75 % указанного производителем пускового тока. Эти показатели измеряются мультиметром или зарядным устройством с функциями диагноста. Надежнее, конечно, проверять батареи на специальных диагностических стендах, которые используются в крупных СТО.
Если аккумулятор провалил все тесты, то в таком случае вам следует идти и покупать новый аккумулятор – ничего не поделаешь.
— Есть ли какие-то особенности в выборе АКБ?
— Конечно, же есть. Если вы купите АКБ, которая не подходит к вашей машине, то это может стать напрасной тратой денег. Самый простой способ правильно выбрать аккумулятор — это посоветоваться хотя бы с продавцом магазина, где вы планируете приобрести АКБ. Но и продавцы тоже могут ошибаться, поэтому основные критерии выбора аккумулятора должен знать каждый автовладелец.
Аккумуляторные батареи, бывают обслуживаемые и необслуживаемые. Последние считаются более надежными и долговечными.
Выделяют 8 видов аккумуляторных батарей:
1. Сурьмянистые
В электролите АКБ этого типа используется большое количество сурьмы, для повышения прочностных характеристик пластин.
Плюсы: Тоже есть, они стоят недорого и не подвержены глубоким разрядам.
Минусы: Этот тип не славится высокой надежностью, потери электролита в ходе эксплуатации высокие, и поэтому ему требуется регулярное обслуживание. Дают низкий ток и довольно быстро разряжаются.
2. Малосурьмянистые
Название говорит само за себя, в их составе содержится не более 5 % сурьмы.
Плюсы: Эти АКБ нетребовательны к электрическим свойствам авто. Низкая стоимость, долго держат заряд при долгом простое. Эти АКБ отлично подходят для автомобилей, которые подвержены перепадам напряжения.
Минусы: Необходимо частое обслуживание и контроль уровня жидкости аналогично сурьмянистым АКБ.
3. Кальциевые
В состав решеток АКБ этого типа входит кальций, призванный снизить потери электролита.
Плюсы: В кальциевом аккумуляторе, в противовес вышеперечисленным видам АКБ, потеря жидкости сведена почти к нулю. Такие аккумуляторы имеют низкую предрасположенность к саморазряду.
Минусы: Если АКБ этого типа разряжена полностью, то восстановить ее возможно только в течение первых суток. Также она чувствительна к резким перепадам в электрической сети авто.
Правда ли, что от орехов можно стать умнее
4. Гибридные
Эти АКБ вобрали в себя лучшее от сурьмянистых и кальциевых.
Плюсы: Решетки данного АКБ изготовлены из разных материалов, в состав положительных входит сурьма, а отрицательных — кальций. Расход воды снижен. Неплохо противостоит полной разрядке.
Минусы: Требуют обслуживания – контроль уровня жидкости, своевременное пополнение дистиллированной воды.
5. AGM
АКБ этого типа относят к самыми продвинутым в техническом плане, ведь по эксплуатационным характеристикам они значительно превосходят вышеупомянутые АКБ.
Плюсы: Аккумуляторы AGM — устройства, способные к многократному и быстрому запуску. Почти не подвержены износу, что очень сильно повышает надежность и срок службы устройства.
В первую очередь — долгий срок службы. Устройства этого типа обеспечивают большие пусковые токи, а это крайне важно, к примеру, для дизельных автомобилей в зимнее время эксплуатации.
Минусы: пожалуй, только один — очень высокая цена.
6. Гелевые АКБ
Рабочая жидкость в этом типе аккумуляторов обладает повышенной вязкость, что затрудняет активную деформацию пластин.
В гелевых аккумуляторах вязкость придается путем добавления в электролит кремниевых соединений.
Плюсы: Гелевые аккумуляторы легко справляются с глубокими разрядами. Продолжают функционировать даже при полной разрядке, продолжают давать достаточное напряжение. Кроме того, они способны работать в любом положении корпуса. Гель практически не испаряется, содержимое АКБ отлично защищена от перегрева. АКБ этого типа гарантирует высокие значения емкости и пускового тока.
Минусы: Крайне чувствительны и практически не переносят перепадыовнапряжения. Короткое замыкание легко выведет из строя гелевую батарею. Высокая цена способна оттолкнуть от идеи купить аккумулятор данного типа.
7. EFB
В данном типе АКБ увеличена толщина пластин и емкость, в результате чего требуется меньше времени для зарядки. По сути, это улучшенная свинцовая АКБ. Пластины изготовлены также из свинца (они массивнее, чем у обычных аккумуляторов), каждая пластина помещена в специальную обертку — «пакет» из микроволокна. Этот пакет наполнен электролитом и плотно взаимодействует с активной поверхностью.
Плюсы: Имеет сниженный уровень электролита, за счет чего обладает повышенной стойкостью к полному разряду и высокие показатели пускового тока. Имеет повышенный срок службы, нечувствителен к полной разрядке.
Имеет повышенную устойчивость к частым запускам и остановкам за короткий период.
Минусы: Высокая цена. Не способен восполнять энергию при торможении. Мощность недостаточно велика.
8. Щелочные
Отличие от вышеперечисленных в том, что в качестве электролита этот вид батарей использует щелочь вместо кислоты.
Плюсы: Способность на протяжении достаточно долгого времени держать и отдавать накопленный им заряд. Эта ключевая особенность АКБ этого типа. Заряжать его нужно гораздо реже кислотных.
Отлично переносит перезаряды. Сохраняет работоспособные качества даже при хранении в полностью разряженном состоянии. Высокая работоспособность при отрицательных температурах.
Минусы: Куда же без них — дает маленькое напряжение. Намного большая цена, чем у кислотных конкурентов.
При всех неоспоримых достоинствах минусы существуют у всех типов аккумуляторных батарей, и только вам выбирать, какой вам подходит больше всего.