Наверное, авторы детской литературы пишут о своих несбывшихся желаниях, мечтах, надеясь, что их дети и внуки доживут до того времени, когда все будет сделать легче, быстрее.
Я буду строить новый дом
В пятнадцать этажей.
И поселю уютно в нем
Я всех своих друзей.
Вот только не известно, когда придет это время, и чьи дети смогут с легкостью строить дома, покупать квартиры, брать кредиты, ипотеку. Приходиться возвращаться в реальность.
В данный момент объемы жилищного строительства в Казахстане не соответствуют объемам, естественно складывающимся на рынках жилищного строительства в других странах. Это подтверждает опрос, проведенный Ассоциацией социологов и политологов Казахстана (АСИП).
По данным опроса основную потребность в жилье испытывают молодые люди 18-19 лет (53,7%) и 20-29 лет (56,2%); самозанятые (53,2%) и безработные (60%); с доходом семьи менее 2000 тенге (68,3%) и от 2000 до 5000 тенге (56,2%) в месяц.
Больше всего нуждающихся в жилье в порядке убывания в : Алматы, Кокшетау, Уральске, меньше всего — в Костанае.
Естественный рост рынка недвижимости учитывает несколько основных компонентов:
1. Демографический фактор — рост населения.
2. Возможность отечественных строительных компаний предлагать реальные условия.
3. Платежеспособность населения.
4. Развитие ипотечного кредитования.
5. Финансовую политику государства в отношении жилищного строительства (целенаправленные налоговые льготы, кредитование или гарантирование кредитов).
Большинство этих обязательных компонентов отсутствует в Казахстане.
Значительного увеличения численности населения не происходит, а только планируется. Возможности отечественных строительных компаний достаточно высоки, но цены на их услуги практически соответствуют среднемировым, в то время, как платежеспособность абсолютного большинства населения на крайне низком уровне.
Ипотечное кредитование развито недостаточно, в первую очередь из-за неустойчивого рынка труда и, следовательно, из-за отсутствия гарантий по возврату кредитов.
По данным опроса АСИП «Проблема жилья», только 8,3% казахстанцев пользовались ипотечным кредитом для приобретения жилья.
По мнению респондентов из Кокшетау среди тех, кто приобрел жилье с помощью ипотечного кредита, чаще встречаются предприниматели (15,6%), сотрудники частных фирм и компаний (10,5%).
Государство слабо финансирует программы жилищного строительства, включая муниципальные. При этом не учитывается потребность населения, не имеющего права на государственное жилье. А именно:
малоимущих социально-защищенных слоев населения;
занимающих государственные выборные должности;
государственных служащих;
работников бюджетных организаций;
военнослужащих.
По некоторым оценкам фактическая потребность в жилье в 2-4 раза выше, чем учтенная государством для своих клиентов.
Тем не менее, реальный уровень спроса на негосударственное жилье почти повсеместно в стране является низким.
Причина — крайне низкий среднедушевой доход населения. По данным Агентства по Статистике Республики Казахстан в конце прошлого года средняя заработная плата одного сотрудника по всем видам экономической деятельности составляла 35 652 тенге.
В области здравоохранения — 16 901, образования — 20 718 тенге. Трудно представить себе, что детский врач с окладом в 16 901 отважиться взять квартиру в кредит, да и кто его даст этот кредит, если процентные ежемесячные отчисления будут больше самой зарплаты?
Для женщин шансы приобрести жилье в собственность существенно ниже, чем у мужчин — по причине более низкого среднего уровня доходов.
По Закону «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 г. жилища из государственного жилищного фонда предоставляются (ст. 67) нуждающимся в жилье гражданам Республики Казахстан и относящимся к малоимущим социально защищаемым слоям населения, а также нуждающимся в жилье государственным служащим, работникам бюджетных организаций, военнослужащим и лицам, занимающим государственные выборные должности.
К социально защищаемым слоям населения относятся (ст. 68):
1. инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также лица,
приравненные к ним;
2. инвалиды 1 и 2 групп (за исключением лиц, ставших инвалидами в результате
совершенного ими преступления);
3. семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов;
4. лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в
установленном законодательством порядке;
5. пенсионеры по возрасту;
6. дети-сироты, не достигшие двадцати лет, потерявшие родителей до
совершеннолетия. При призыве таких лиц на военную службу возраст
продлевается на срок прохождения срочной военной службы;
7. репатрианты;
8. лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий,
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
9. многодетные семьи;
10. семьи лиц, погибших при исполнении государственных или общественных
обязанностей, воинской службы, при спасании человеческой жизни, при охране
правопорядка;
11. неполные семьи.
Анализ перечня позволяет сделать вывод, что некоторые из перечисленных категорий практически НИКОГДА не получат жилище из государственного жилищного фонда.
Например, дети-сироты, не достигшие двадцати лет. Право на жилье возникает только по выходу из детских домов (в 17-18 лет), очередь длится несколько лет, или десятков лет. По достижении 20-летнего возраста дети-сироты это право утрачивают, а за отведенный срок просто не успевают ничего получить.
Кроме предоставления права на государственное жилье малоимущим гражданам, по Закону «О жилищных отношениях» (ст. 97) государство принимает меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям на оплату содержания жилища (кроме содержания индивидуального жилого дома) и потребления коммунальных услуг.
Жилищная помощь оказывается за счет средств местных бюджетов, размер и порядок оказания жилищной помощи определяются местными представительными органами.
Можно сделать вывод, что границы между уровнем дохода, который относит население к малообеспеченным, и, следовательно, имеющим право на жилье, и теми, кто реально может это жилье приобрести, слишком велики.
В этой незащищенной нише находится большинство населения Казахстана, и в первую очередь женщины и молодые семьи. Последние, уже не имеют права на получение государственного жилья.
Замкнутый круг. Планируется увеличить численность населения, однако реальной помощи молодым семьям со стороны государства нет.
Электронный адрес автора: dana_ceitova@mail.ru