Что надо сделать, чтобы Астана избежала судьбы сотен мегаполисов, в которых население задыхается от выхлопных газов и тонет в мусоре? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что надо сделать, чтобы Астана избежала судьбы сотен мегаполисов, в которых население задыхается от выхлопных газов и тонет в мусоре?

Что надо сделать, чтобы Астана избежала судьбы сотен мегаполисов, в которых население задыхается от выхлопных газов и тонет в мусоре?

А как спасти те города, в которых уже столкнулись с экологическими проблемами? Урбанисты со всего света на неделе собрались в казахстанской столице, чтобы вместе разобраться в ситуации.

  • 9 Ноября 2017
  • 709
Фото - Caravan.kz

Автомобили и мусор как повод задуматься

Создать город – это не просто понастроить домов и дорог, все гораздо сложнее. Рано или поздно любой мегаполис сталкивается с проблемами нехватки энергии и ухудшения экологии. А так как все больше и больше людей по всему миру переезжает в города, проблема обретает поистине планетарные масштабы.

– Города перенаселены, выбросы углекислого газа очень выоски, и поэтому страны обращаются к ВИЭ (возобновляемые источники энергии) как к способу улучшить экологию города, – вкратце обрисовывает ситуацию заместитель акима Астаны Малика БЕКТУРОВА.

КСТАТИ:

Именно поэтому в октябре 2010 года на конференции министров по окружающей среде и развитию Азиатско-Тихоокеанского региона по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева была принята программа партнерства «Зеленый мост».

Главной целью данной программы является достижение оптимального уровня потребления всеми странами энергетических и иных природных ресурсов к середине 21 века.

«Зеленый мост» — это механизм озеленения экономики, через развитие новых отраслей зеленого бизнеса и реформы государственных и международных политик для создания правовых, экономических и институциональных условий для замены существующей экономики на зеленую экономику.

Программа предусматривает меры по созданию условий и инфраструктуры для расширения доступа к зеленым технологиям и инвестициям и передачи практического и успешного опыта управления заинтересованным странам и организациям.

Программа партнерства «Зеленый мост» (ППЗМ) предполагает тесное взаимодействие стран Центральной Азии в обеспечении устойчивого развития при поддержке ключевых международных институтов и частного сектора, то есть данная программа позволяет управлять «зеленым» экономическим ростом в Центральной Азии через международное сотрудничество и содействие при передаче технологий, обмене знаниями и финансовой поддержке».

Один из городов, который борется за здоровую жизнь, – это Мехико. Население столицы Мексики в 20 раз больше, чем Астаны, но тренды развития и проблемы весьма схожи.

– Мехико копирует американскую модель потребления, и одна из вещей, которая отражает благосостояние, – это личный автомобиль. То есть для мексиканца много-много лет наличие машины символизировао успешность в жизни. Сейчас у нас в городе более 5,3 миллиона автомобилей. Мы потребляем 22 процента электроэнергии страны, в которой проживает более 129 миллионов человек. Мы производим более 30 миллионов тонн СО2 ежегодно, мы генерируем 12 тысяч тонн мусора ежедневно, – рассказывает о предпосылках и текущей статистике города секретарь по вопросам экономического развития Мехико Соломон Черторвински ГОЛДЕНБЕРГ.

И ошибкой, по мнению урбаниста, было то, что городская администрация долгое время строила новые дороги, развязки и парковки вместо того, чтобы искать способы сократить востребованность личного автотранспорта. Сейчас менталитет потребления, сформировавшийся десятилетиями, в Мехико пытаются заменить другой идеей. Мэрия выделила более 200 тысяч долларов на так называемые "зеленые бонусы" – поощрение за экономию энергии. Свободные деньги размещены в виде облигаций на финансовых рынках, остальные работают на благо экологии и экономики города. Так, на законодательном уровне в Мехико запрещен вывод на маршруты новых машин такси за исключением электрокаров. А так как в городе более 140 тысяч автомобилей занимается частным извозом, то и спрос на электромобили образовался нешуточный.

– Проблема в том, что в мире нет автомобилестроительной компании, которая производила бы столько электрокаров. И наши бизнесмены уже приступили к заполнению этой ниши – скоро будет создан первый мексиканский электромобиль, – делится успехами родного города в экологических вопросах Соломон Голденберг.

На крышах крупнейшего продовольственного рынка Мехико планируется разместить тысячи солнечных батарей, которые будут снабжать торговцев энергией. Нашлись и другие возможности для решения экологических проблем.

 – В настоящее время мы создаем крупнейший в Латинской Америке завод по переработке мусора. Будем использовать 6 тысяч тонн мусора, который мы генерируем, для обеспечения деятельности метро в Мехико. Метро, которое сегодня перевозит 5,5 миллиона человек, будет работать на отходах. Это один из самых интересных проектов в этой сфере. Кроме того, благодаря этому мусору мы будем освещать улицы Мехико и порядка 2 000 административных зданий, – говорит Соломон Голденберг.

Кто заплатит за ВИЭ?

Астана по мировым масштабам пока еще совсем не мегаполис, но уже столкнулась с некоторыми трудностями. Запруженные в час пик улицы и смог в штиль уже стали для города обыденным явлением. Пока улучшать жизнь города удается за счет грамотного планирования. Запущенная программа "смарт-Астана" помогает разгрузить улицы города, оперативно выяснить, какие еще проблемы мучают граждан, и даже решить некоторые из них. Так, например, приложение "е-кск" поможет составить рейтинг домов и КСК столицы, повысить безопасность лифтов. Пытаются в акимате найти и возможности экономии энергии.

– В рамках ГЧП мы сейчас меняем устаревшую сеть уличного освещения города на диоды с системой автоматического затемнения в определенные часы. Потому что, скажем, в 3 и 4 часа ночи, когда все спят, яркое освещение улиц не нужно, – рассказывает Малика Бектурова.

Что же касается повсеместной установки солнечных батарей и ветрогенераторов, то не все так просто. Несмотря на то что в последнее время много гворится о том, что себестоимость ВИЭ снижается, по казахстанским меркам все-таки затраты достаточно высокие.

– В Астане стоимость одного киловатта энергии не соответствует мировым стандартам цен. В таких условиях масштабное строительство крупных ветровых или солнечных электростанций для нас пока не осуществимо. Либо необходима государственная поддержка. Потому что затраты на такое строительство просто чрезмерны для частного капитала, – пытается максимально мягко подготовить население к возможному повышению тарифов на электричество Малика Бектурова.

Наноюрта

Вместе с тем ассистент профессора Масдарского института наук и технологий доктор Ай-Цунг ЦАЙ отмечает, что чем больше становится город, тем больше он энергии потребляет. И, как ее ни экономь, рано или поздно наступит дефицит и ухудшение экологии. В пример он приводит родной Дубай, куда уже переехали многие бедуины со всех Эмиратов.

– Арабские Эмираты развиваются в условиях очень сурового жаркого климата. Многие люди не хотят находиться вне зданий большую часть дня. Сегодня там 50 градусов по Цельсию. С позиции урбаниста могу сказать, что у нас огромное электропотребление на кондиционеры, низкая физическая активность граждан, что негативно сказывается на здоровье, – говорит он.

КСТАТИ:

В 2012 году Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050» обозначил «новый политический курс состоявшегося государства» определил переход страны на «зеленый» путь развития как стратегический тренд национальной экономики. В 2013 году подписал Указ о принятии Концепции перехода Казахстана к зеленой экономике.

Также одной из инициатив нельзя не отметить подписание Президентом закона об производстве органических продуктов, которые являются одной из важных в «зеленой» экономике. А в 2014 году Президент подписал новый Закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Ранее Глава государства стал инициатором Глобальной энергоэкологической стратегии. Когда ООН призвала мир к зеленой экономики, Казахстан вслед за Южной Кореей подхватил этот призыв и первым стал создавать глобальный политический инструмент его реализации в партнерстве правительств и парламентов с бизнесом, инноваторами и экологами. Процесс ускорился после создания площадки G-Global и победы Казахстана за право проведения ЭКСПО-2017.

Выставка ЭКСПО-2017 прошла в уникальное для человечества время, когда накоплена критическая масса прорывных «зеленых» инноваций, находящихся на пороге промышленного освоения. Это время, которое совпадает с названием замечательного доклада ООН «Великая «зеленая» технологическая трансформация», презентованного в 2012 году. И если в 2012 году на «Рио+20» мир не был готов услышать подобных лозунгов, то в 2017 году в возможностях перехода к новому «зеленому» технологическому укладу можно будет убедить технически на выставке, где масштабно были выставлены как «зеленые» технологии, так и «зеленые» практики бизнеса и государства, реализованные на местном и национальном уровне.

И тут недостаточно увеличивать мощность, распределяемую на город. Необходимо грамотное планирование улиц. Как рассказал Ай-Цунг Цай, новые улицы в Дубае и Масдаре строят с учетом людских потоков: чтобы путь от здания к зданию проходил в зоне затенения. В целом же он советует при строительстве городов вспомнить о том, как люди жили на этой территории 200 и 500 лет назад.

– Арабские палатки наиболее эффективно и экономично решают потребности в вентиляции в ОАЭ. Мы знаем, что в Казахстане есть подобные сооружения – юрты, которые представляют собой наиболее оптимальные для региона стандарты строительства помещений, и это основные решения для регионов со специфическими климатическими условиями, – советует вспомнить архитектуру степи Ай-Цунг Цай.