Что мы сегодня теряем: о чем новая картина Серика Апрымова - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что мы сегодня теряем: о чем новая картина Серика Апрымова

Что мы сегодня теряем: о чем новая картина Серика Апрымова

Закрытый показ фильма Серика Апрымова “Звонок отцу” состоялся в Алматы. Картина пока не вышла на широкий экран, но осенью 2017 года была продемонстрирована кинокритикам.

  • 25 Января 2018
  • 1727
Фото - Caravan.kz

Булат Окуджава написал:

Каждый пишет, что он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить.

Эти слова как нельзя лучше подходят к Серику Апрымову. Начиная с “Конечной остановки”, получившей международное признание, и до наших дней режиссер следует одному: на экране он показывает, чем живет простой человек. Преимущественно житель аула или маленького города. Эту жизнь Серик Апрымов – уроженец села Аксуат бывшей Семипалатинской области – знает хорошо.

Новая работа мастера посвящена все той же теме. Но в отличие от “Конечной остановки” этот фильм вселяет надежду и оптимизм, ибо здесь есть то, что сегодня мы теряем: преемственность поколений, отношения отца и сына и всеобъемлющая любовь сына к отцу, который единственный в его безрадостном детстве заступался за него, хоть и покрикивал порой и заставлял работать, как взрослого.

Жигер Мырзаболат – воспитанник одного из детдомов Казахстана. Очередное подтверждение того, сколько талантов вокруг нас, и нужно только уметь их разглядеть.

Серику Апрымову удалось вытянуть из Жигера то, о чем он вряд ли подозревал. Камера показывает нам горящие глаза мальчика, когда он увлеченно рассказывает небылицу доктору на приеме. И как затухают эти глаза, когда мать грубо одергивает его. Маленький актер не просто органичен в кадре, кажется, что кино – его стихия, в которой он чувствует себя свободно и непринужденно. Месть детей бывает страшной

Семья живет в поселке Аксуек, где когда-то был урановый рудник. Былое процветание чувствуется даже по тем разрушенным домам, которые отец и его младший сын разбирают на кирпичи, а затем продают. На эти деньги семья и живет.

Мать возится по дому, обожает старшего сына, а младшего Еркена считает недоумком и винит мужа в том, что тот большей частью молчит. Старший – шалопай, подросток, которого больше интересуют посиделки с друзьями, чем домашние проблемы.

В картине есть кадры, которые можно назвать прямолинейными. Например, сцена, когда старший сын Марат собирается на рыбалку и отец с матерью повторяют ему: “Будь осторожен”. Такой акцент заставляет насторожиться, и не зря. Марат единственный из четверых ребят утонул во время рыбалки.

После этого мать решает уйти к другому мужчине, давно одаривавшему ее своим вниманием. Уйдя, она начисто забывает о младшем сыне.

Впрочем, и до этого есть эпизод, который ярко показывает, насколько он раздражал ее. Это сцена с женщиной-емши, которая “лечит” плеткой. Вернувшийся ночью отец застает плачущего сына, на спине которого остались следы такого целительства.

После ухода матери Еркен остается с отцом, который все чаще начинает выпивать. Сыну приходится порой грузить его на телегу и отвозить домой.

В мальчике зреет желание уйти в детдом, чтобы учиться и увидеть иную жизнь. Отец сначала возмущается, а потом решает помочь сыну.

Для этого он звонит сестре жены, которая ненавидит его. Она работает медсестрой и может помочь изменить диагноз врача о заторможенности ребенка. Но та не собирается бесплатно помогать родному племяннику. И отец режет бычка, чтобы за согым получить новую медицинскую справку. Режиссер Соловьев – о казахском кинематографе, «Анне Карениной» и о кризисе общества

Собственно, на этом фильм можно считать законченным. Но нам показывают эпизод, когда Еркен спустя 20 лет звонит отцу.

Он не говорит, где пропадал столько лет, но обещает позаботиться о младшем брате Орынбасаре, который родился за это время у отца, также начавшего новую жизнь после отъезда сына в город.

И этот финал как раз вселяет надежду и на будущее Орынбасара, и самого Еркена. Традиции живы, преемственность поколений продолжается.

Фильм в определенной степени можно считать приговором системе взаимоотношений, сложившихся в обществе. Равнодушие врача, не собирающегося лечить ребенка или выявить причину его заторможенности, которой на самом деле нет. Учительница, требующая покорности от учеников.

Мать, в общении с которой лучше молчать и делать вид, что ты и вправду недоумок.

Не правда ли, знакомые типажи, что мы каждый день видим вокруг себя? Потому никак не могу согласиться с утверждениями модных кинокритиков, объявивших, что Апрымов повторяется и ничего нового своим фильмом не открыл. А он и не собирается ничего открывать и угождать тем самым кому-то. Он просто показывает нам нашу жизнь такой, какая она есть. И это главное.

Наше досье.

Серик Апрымов – режиссер, сценарист, продюсер. В 1989 году окончил режиссерский факультет ВГИК, мастерская Сергея Соловьева. Лауреат премии Союза молодежи Казахстана; дважды удостоен государственной стипендии РК, заслуженный деятель искусств Казахстана (1998), лауреат независимой премии “Тарлан” (2000). В 2009 году получил титул “Экран Шеберi”. Снял 8 полнометражных картин.