Что мешает развитию малого и среднего бизнеса в РК? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что мешает развитию малого и среднего бизнеса в РК?

Что мешает развитию малого и среднего бизнеса в РК?

Этот вопрос становится особенно актуален в периоды экономического спада.

  • 12 Февраля 2008
  • 7967
Фото - Caravan.kz

И если нынешняя ситуация в строительстве и финансовой сфере имеет краеугольное значение лишь для определенной части казахстанских граждан, то для большинства казахстанцев более важен вопрос о питании, одежде и насущных повседневных услугах.
Наличие которых на рынке обеспечивают отнюдь не банки и строительные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса.
О том, что мешает сегодня развитию МСБ мы и попытались выяснить с помощью ведущего экономиста Казахстана, директора Центра Анализа общественных проблем Меруерт Махмутовой.
В развитых странах мира малый и средний бизнес давно называют мотором экономики. В бюджетах этих стран львиная доля приходится на поступления именно от предприятий МСБ. И, понятно, что правительства данных стран всячески стараются поддерживать и развивать такие предприятия.
У нас же то, что малый и средний бизнес нуждается в поддержке, поняли не сразу и не вдруг. Тем не менее, сейчас много делается для создания наиболее благоприятного климата. В частности, с 1 января 2008 года снижены процентные ставки по ряду налогов. Продолжается работа по совершенствованию законодательной базы. Однако остается еще много серьезных барьеров, преодолеть которые многим бизнесменам удается с трудом.
По словам Меруерт Махмутовой, роль малого бизнеса в экономике остается по-прежнему незначительной. Несмотря на то, что государственные чиновники любого уровня довольно часто повторяют о поддержке малого и среднего бизнеса, действия правительства, по ее мнению, говорят об обратном.
Создание на бюджетные деньги социально-предпринимательских корпораций в регионах направлено на подавление развития самостоятельного малого и среднего бизнеса, и поддержку только тех, которые войдут в СПК. То есть, правительство и местные органы власти сами хотят «рулить» бизнесом. На самом деле от государства требуется только формирование стратегии, правового поля и современной инфраструктуры для бизнеса, решение вопросов налогообложения, доступности кредитных ресурсов, контроль за соблюдением трудового и экологического законодательств. То есть все то, что можно назвать бизнес-средой.
Всемирный экономический Форум в 2007 году в очередной раз снизил рейтинг конкурентоспособности Казахстана (с 56 до 61) и отметил следующие препятствия для ведения бизнеса: коррупция, несоответствие квалификации работников, налоги, доступ к финансированию, недостаточное обеспечение инфраструктурой, бюрократические процедуры, криминалитет.
С этим трудно поспорить. Любой бизнесмен в своей повседневной работе постоянно сталкивается с этими проблемами. Одна растаможка товара чего стоит. Тут тебе и бюрократические процедуры, и недостаточное обеспечение инфраструктурой, и криминалитет. В связи с этим возникает вопрос, что же все-таки может помочь развитию отечественного малого и среднего бизнеса?
Экономисты считают, да и практика показывает, что чрезмерная зарегулированность препятствует развитию малого и среднего бизнеса, роль государства должна заключаться в поощрении конкуренции, а не вмешательстве в конкурентную среду в виде одного из игроков. Главное, что может сделать правительство, считает Меруерт Махмутова, — это создать наиболее благоприятную бизнес-среду. Устранить коррупцию, так как она является главным препятствием для развития конкурентной среды. Ожидать, что бизнес-среда улучшится, если растет уровень коррупции — утопия.
Взаимодействие власти и бизнеса на сегодняшний день заключается в том, что чиновники любого уровня «крышуют» тот или иной бизнес. Необходима независимая оценка деятельности и продуктивности государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции. Нужны единые требования к правилам проведения различных проверок. Как результат следует рассматривать не количество штрафных санкций, выставленных предприятиям МСБ, а улучшение условий для их деятельности. В связи с вышесказанным приходят на ум мысли об иностранных партнерах и инвестициях. Может они сумеют как-то позитивно повлиять на развитие нашего МСБ?
— Я думаю, — говорит Меруерт Махмутова, — что, мечтая об этом, следует различать отрасли экономики, которые представляют интерес для иностранных инвесторов. Возможно, деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, обслуживающих добывающий сектор имеет больше шансов для инвестиций. Другие секторы вряд ли будут им интересны. Сейчас у нас нет ясных критериев для отнесения предпринимателей к категории «малых», учитывающих отраслевые факторы. В этой связи следует разработать критерии для производственных малых предприятий по отраслям экономики и предусмотреть формы их поддержки. В зарубежных странах определение критериев малого бизнеса, форм и методов его государственной поддержки осуществляется на основе отраслевой принадлежности предприятий, и это представляется разумным.
Получается, что на иностранных братьев по разуму надежды маловато. Придется развиваться самим. И потому очень хотелось бы знать, что ждет в ближайшем будущем нашу экономику.
В Центре Анализа общественных проблем считают, что события, произошедшие в последнем квартале 2007 г. будут оказывать влияние на ближайшие тенденции в экономике в 2008-2010 гг. Правительство столкнулось с серьезными вызовами: ростом инфляции, проблемами в банковском и строительном секторе.
Инфляция сохраняется на высоком уровне, деньги дорожают, процентные ставки растут, что сказывается на снижении деловой активности, потребительских расходах.
— Меры, принимаемые Правительством для решения этих проблем неадекватны, — говорит Меруерт Махмутова, — и могут привести к временной стагнации, а в дальнейшем — к рецессии. Я имею в виду решение за счет бюджета кредитовать на 4 млрд. долларов строительный сектор, банки, малый и средний бизнес. (Мы, конечно, понимаем, что МСБ получит деньги в последнюю очередьприм. авт.)
При этом многие экономисты сходятся в одном, что в 2008 г. экономика еще может балансировать на грани экономического спада, а далее мы неизбежно придем к кризису, о котором так много говорят.
Если правительство, как и прежде, будет руководствоваться иллюзиями и вкладывать деньги в «прорывные» проекты «Казыны», СПК и другие амбициозные «проекты века», то долго это не продолжится и приведет к тому, что Казахстан станет одной из тех стран, которые называют «failure state».
Отрадно и то, что экономисты считают — девальвация нам в ближайшее время не грозит. Так как в последние годы из-за значительного притока валюты из-за рубежа: от экспорта ресурсов, заимствования банков, компаний, — тенге укреплялся по отношению практически ко всем валютам стран-торговых партнеров — доллару, евро, рублю.
Например, самый дешевый тенге был в 2002 г.: среднегодовой обменный курс стоял на отметке 153,3 тенге за доллар, тогда как 2008 г. мы встретили с курсом 121 тенге за доллар.
Замедление темпов притока валюты из-за рубежа снизит давление на обменный курс тенге, к тому же рост инфляции тоже будет сказываться на его обесценивании. Учитывая, что предстоят значительные выплаты банковских долгов зарубежным кредиторам (а правительство пообещало поддержать их), нужно полагать, что сейчас невыгодно проводить девальвацию. Ведь внешний долг удобно выплачивать при дорогом тенге: когда банки скупают на валютном рынке доллары, им выгоднее отдавать за них меньшее количество тенге.
Остается добавить — да будет так. И, если будет, то может быть нашим малым и средним предприятиям удастся удержаться на плаву, а большинству из нас — на грани приличного уровня жизни.

Рисунок с сайта http://www.expert.ru/