Что мешает Казахстану запустить лоукост-компанию не через полгода, а уже в ближайшем будущем - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что мешает Казахстану запустить лоукост-компанию не через полгода, а уже в ближайшем будущем

Что мешает Казахстану запустить лоукост-компанию не через полгода, а уже в ближайшем будущем

Полгода понадобится авиакомпании "Эйр Астана", чтобы создать бюджетную авиакомпанию (лоукостер) FlyArystan в Казахстане.

  • 15 Ноября 2018
  • 1571
Фото - Caravan.kz

Об этом на прошлой неделе сообщали СМИ со ссылкой на слова министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека в правительстве.

— Это хорошая, нормальная практика. Сегодня все крупные авиакомпании имеют соответствующее бюджетное подразделение, это имеют Lufthansa, British Airways, российский "Аэрофлот". Например, авиакомпания "Победа" — это лоукостер подразделения "Аэрофлота", — привел примеры министр.

Новая авиакомпания будет работать по тем же правилам, что и мировые лоукостеры: отдельная плата за все дополнительные услуги, такие как багаж, питание на борту и прочее — именно на этом смогут экономить пассажиры.

Стоит отметить, что это далеко не первая попытка запустить международные лоукост-перелеты в нашей стране, но они, увы, не прижились. С чем это связано и какие возможные риски есть у новой авиакомпании? На эти и другие вопросы корреспонденту Caravan.kz ответил отечественный эксперт Денис КРИВОШЕЕВ.

— Как мы помним, все предыдущие попытки зарубежных компаний осуществлять лоукост-перелеты в РК не увенчались успехом. С чем это связано?

— С тем, что открытым небом, которое позволяло им летать сюда, была только Астана. Если говорить о «Победе», то частично и Алматы, хотя это было двустороннее соглашение: рейсы были не прямыми, а сквозными – до Москвы через Самару. Это оказалось не очень удобно.

Также у каждой компании, которая уходила с рынка, были на то свои причины. «Победа» ушла, потому что посчитала это невыгодным и бесперспективным – летать через маленький аэропорт. К тому же она («Победа») столкнулась с достаточно серьезным непониманием касательно принципов организации лоукоста со стороны клиентов. Соответственно постоянно возникали какие-то скандалы, разборки и задержки во время посадок, почему они и предпочли уйти. Никаких финансовых соображений там не было.

Что касается венгерского авиаперевозчика, то здесь все уперлось как раз в финансовый вопрос. Насколько я помню, он летал только из Астаны, и тот международный пассажирский поток не был связан с серьезными европейскими узлами – так сказать, тупиковые и сложные рейсы, которые не пользовались спросом, даже если они были дешевыми.

В обоих случаях мы говорим о международных перелетах, а это очень узкая и специфическая направленность. Международной авиацией у нас пользуются менее 500 тысяч человек в год по всем направлениям всеми авиакомпаниями. Поэтому в силу экономических перспектив уходили не только лоукостеры, но и другие авиакомпании.

— Обозначенный срок создания лоукост-компании – первое полугодие 2019 года. Управится ли «Эйр Астана» вовремя? Какие факторы могут притормозить этот процесс?

— Она может управиться хоть завтра. Я, честно говоря, не понимаю, что им мешает продавать билеты подешевле в рамках существующей авиакомпании. Более того, заявленные ими цены существенно выше, чем предложения уже действующих частных компаний на территории РК. В Казахстане заявлен и действует лоукостер – это QAZAQ Air. Но, как мы видим, он в убытках – 20 миллиардов тенге за оперативную деятельность за 2,5 года, это огромная сумма.

Что касается поправок, которые предлагается внести в несколько десятков законов и приказов… Половина из них будет лишь препятствовать развитию авиации в стране в целом, а точнее – развитию аэропортовой инфраструктуры, которая на сегодняшний день нам намного важнее.

— Если поговорить о дороговизне авиабилетов в Казахстане, то с чем ее можно связать?

— В первую очередь с корпоративным управлением, потому что все остальные косты лежат внутри штата. Также особенно бьет по карману наличие иностранцев, которые получают несопоставимо большие зарплаты, чем наши соотечественники.

Во-вторых, сами по себе раздутые штаты. Перед тем как что-то запускать, можно было бы пересмотреть и перекроить внутреннее корпоративное правление. С другой стороны, существует такой принцип, что любая авиакомпания, как правило, изживает себя за 12-15 лет.

— В одной из наших прошлых бесед вы сказали, что появление лоукостеров в Казахстане, возможно, приведет к исчезновению некоторых авиакомпаний в стране, но зато взамен мы получим огромный пассажиропоток туристов. И это «куда больший плюс, чем сохранение 3-4 игроков». Сейчас вы того же мнения?

— Чтобы осуществлялись полеты в нашей тупиковой ветке, мы должны просто умолять на коленях прилететь к нам. Развитие авиации – это путь к развитию туризма, но это лежит через открытое небо и, как минимум, через седьмой шаг.