Что известно о «ново-старом» вице-министре информации и общественного развития Нургуль Мауберлиновой - Караван
  • $ 484.37
  • 531.06
+8 °C
Алматы
2024 Год
8 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что известно о «ново-старом» вице-министре информации и общественного развития Нургуль Мауберлиновой

Что известно о «ново-старом» вице-министре информации и общественного развития Нургуль Мауберлиновой

16 февраля Нургуль Мауберлинова была назначена вице-министром информации и общественного развития. Эта должность не новая для Нургуль Осербаевны: она занимала ее с апреля 2018-го по май 2020-го. Потом была работа в должности заведующей отделом внутренней политики Администрации Президента РК. И вот - возвращение на знакомый и очень важный пост.

  • 17 Февраля 2022
  • 5211
Фото - Caravan.kz

Что же известно о Нургуль Мауберлиновой? Она прекрасно понимает, как изменилась медиасфера в последние годы.

— Новые медиа стали барометром общественных настроений, позволяют лучше любого социологического исследования изучить и проанализировать ключевые потребности граждан, их настроения, получить обратную связь. Для государства этот инструмент бесценен, и постепенно госорганы осваивают его. Сегодня медиа перестают быть просто поставщиками информации и все больше занимаются её переработкой… Подобный тренд отчетливо прослеживается в стремлении дать исчерпывающий ответ аудитории на конкретный вопрос, а не просто констатировать факты, — отмечала г-жа Мауберлинова в интервью «Казахстанской правде» в 2018 году.

Тогда вице-министр особо подчеркнула, что, если говорить о минусах нынешней цифровой эры, то это прежде всего «проблема использования новых медиа в целях пропаганды терроризма, экстремизма, суицидального поведения, онлайн-мошенничества и так далее. Контролировать выход такого контента с каждым днем все сложнее и сложнее. С этой целью государства по всему миру находятся в постоянном поиске автоматизированного решения по мониторингу и удалению противоправной информации.

Кроме того, остро встала проблема распространения ложной и недостоверной информации. Сегодня один твит может вызвать панику странового масштаба. Хорошо спланированная информационная атака может запросто обвалить акции крупнейших компаний.

Конечно, мы, как государство, должны на это реагировать, выводя вопрос в правовое русло. По этому пути идет весь развитый мир».

Откликаясь на вызовы, в министерстве были приняты меры по противодействию подобному контенту. Год спустя Нургуль Осербаевна, выступая на брифинге в СЦК, сообщила, что Министерство информации и общественного развития РК выявило более 45 тысяч фактов публикации в социальных сетях и Интернете противоправного контента.

«Наше министерство постоянно ведет мониторинг Интернета и соцсетей на предмет выявления материалов, которые содержат нарушение законодательства. Также мы проводим уведомительную работу с администрацией интернет-ресурсов. Какие виды нарушений законодательства? Это, прежде всего, пропаганда терроризма, религиозного экстремизма, распространение материалов, призывающих к суициду, сайты и страницы в соцсетях, где продаются наркотики и оружие. Ежедневно нами выявляются от несколько десятков до сотен такого рода интернет-ресурсов и страниц в соцсетях. Если говорить о статистике, то можно привести небольшой пример: если в 2016 году нами было выявлено более 140 тысяч противоправных материалов, то в 2017 году их уже было более 300 тысяч. В прошлом году пошло на уменьшение — 130 тысяч таких материалов, и за полгода 2019 года у нас выявлено более 45 тысяч таких материалов. Примерно 90% всех выявленных нарушений связаны с пропагандой терроризма. Остальная часть приходится на пропаганду и распространение наркотиков, культа жестокости, насилия, суицида и порнографии», — сказала Нургуль Мауберлинова.

В качестве наиболее ярких примеров она привела такие материалы, как видеоролики со сценами жестоких убийств в Сирии или призывы к джихаду со стороны выходцев из Центральной Азии и Казахстана.

«Периодически широкое распространение получают различные суицидальные паблики в соцсетях, типа «синий кит», «море китов», «тихий дон» и подобные. Полагаю, что необходимость недопущения распространения таких материалов сомнений ни у кого не вызывает», — подчеркнула г-жа Мауберлинова.

Месяцем позже между Министерством информации и общественного развития РК, общественным объединением «Национальный Олимпийский комитет Республики Казахстан» и общественным объединением «Национальный Паралимпийский комитет Республики Казахстан» был заключен меморандум о сотрудничестве в преддверии и во время Олимпийских игр Токио-2020 и Паралимпийских игр Токио-2020.

«Олимпийские игры – это большой глобальный праздник, который, безусловно, вносит огромную лепту не только в популяризацию спорта, продвижение культа здорового образа жизни, но и дает серьезные имиджевые дивиденды странам, чьи спортсмены поднимаются на олимпийский пьедестал. Мы хорошо помним немало славных страниц, когда отечественные спортсмены заставляли весь мир с большим уважением говорить о Казахстане. Поэтому наше министерство всячески будет содействовать информационному сопровождению выступлений наших спортсменов и их борьбы за олимпийские лицензии», — подчеркнула Нургуль Мауберлинова, показав, что поддержка спорта на уровне информации – важная государственная задача.

Нургуль Мауберлинова прекрасно понимает, что век эволюций требует глубокой трансформаций масс-медиа.

«Глобальной тенденцией в этой сфере является диджитализация СМИ и создание в новых форматах информационного продукта, который в первую очередь будет соответствовать требованиям аудиторий. На мой взгляд, современные масс-медиа должны объединять в себе традиционные и так называемые новые СМИ, то есть оперативно доставлять достоверную информацию, оставаясь при этом своеобразной платформой для коммуникации, создавая обратную связь с аудиторией», — говорила г-жа Мауберлинова на открытии Astana digital forum в 2018 году.

Впрочем, Нургуль Мауберлинова неоднократно подчеркивала, что новые вызовы требуют новых концептуальных подходов от государства. В частности, в борьбе с фейками.

— Бороться с фейками только законодательными методами явно недостаточно — тем более что здесь есть тонкая грань, о которой я упомянула выше. Для себя мы видим несколько решений. Во-первых, это повышение культуры потребления информации и медиаграмотности. При наличии этих факторов нам уже не будут нужны десятки сайтов с опровержениями, плагины для браузера или пометки «фейк» к постам в соцсетях. И мы должны понимать, что это один из ключевых навыков человека в современном мире.

Так, если раньше важным было умение найти информацию, то сегодня с каждым днем и часом становится все более и более важно ее отфильтровать и критически осмыслить, — рассказывала Нургуль Мауберлинова.

Нургуль Осербаевна в одном из интервью особо подчеркнула: «В целом, говоря о процессе трансформации отечественной журналистики, следует четко понимать, что данный процесс требует консолидации всех усилий, как со стороны государства, так и самого журналистского сообщества». И очень здорово, что человек с такими взглядами на журналистику вернулся на пост вице-министра информации и общественного развития.