Традиционная роль страны в качестве посредника между конфликтующими сторонами не спасет от рисков.
Черный список от Белого дома
6 апреля США объявили об очередном раунде санкционной войны. В черный список Белого дома на этот раз попали 15 компаний и 26 лиц.
В свете санкций правительство Казахстана и Национальный банк намерены проработать план совместных действий.
Министр нацэкономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ сообщил, что “рассмотрены различные каналы влияния на экономику нашей страны, и самый большой из них – курсовой, то есть привязка стоимости тенге и рубля”. А глава Нацбанка Данияр АКИШЕВ посоветовал казахстанцам не принимать сиюминутных решений и не скупать американскую валюту, курс которой на этой неделе поднимался сразу на 15 пунктов.
По символичному совпадению в дни санкционного обострения двух мировых держав, с которыми у Казахстана стабильные отношения, в Астане состоялся международный бизнес-форум, где в числе прочего говорили об инвестиционном климате РК.
В кулуарах форума мы спросили посла США в РК Джорджа КРОЛА, как ударят антироссийские санкции по нашей стране.
– Пока у меня нет комментариев, потому что слишком рано думать об итогах санкций, – ответил господин посол и поспешил удалиться.
Все на выход!
Экономист Касымхан КАППАРОВ в разговоре с “КАРАВАНОМ” отметил:
– Прямое влияние антироссийских санкций в том, что с санкционными компаниями не могут иметь дело и в их акции не могут вкладываться агенты не только США, но и других стран, в том числе из Казахстана.
Наши инвесторы, в том числе крупные – Нацфонд, ЕНПФ, если имели инвестиции в этих компаниях, должны будут уйти оттуда.
Косвенное влияние санкций – Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, и любое колебание рубля, находящегося в свободном плавании, отражается на тенге, по заявлению Нацбанка, также являющегося плавающей валютой. Мы находимся в предшоковом состоянии — эксперты рассказали, как рост курса доллара в России отразится на Казахстане
Представитель “большой четверки” (крупнейшие в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги. – Ред.) в Казахстане, попросивший не указывать имени, отметил:
– Поскольку в этом раунде санкций под влияние попал горнорудный сектор, я ожидаю снижения котировок акций соответствующих компаний. На днях сообщили, что Россия отменила инициативу по привлечению долгового финансирования через выпуск долговых ценных бумаг в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой. В Казахстане такой сценарий маловероятен.
Не стоит сбрасывать со счетов недавно начатую политику Китая по переводу сделок покупки нефти и газа в юани.
Если КНР повысит пошлины для американских товаров, для глобального рынка это тоже будет существенным сигналом, что доллар уже не так надежен, как считалось до этого.
В глобальной экономике происходит множество подобного рода процессов, и какие-то универсальные меры защиты Казахстан не может разработать – нам остается только реагировать, больше работать, больше производить собственных товаров.
У самой России сейчас сложный выбор в разработке ответного удара – ранее она уже ввела запрет на ввоз продпродукции и ряда других товаров.
Вводить санкции на ввоз оборудования не станет – так она поставит под удар свою экономику и производство, в том числе оборонную промышленность.
Россия больше заинтересована в зарубежных инвестициях и технологиях, чем иностранцы – в ее.
Звенья одной цепи
Исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай РАДОСТОВЕЦ в беседе с нами поделился тревогами:
– Нас очень обеспокоила ситуация с “Rusal” (алюминиевая компания, попавшая вместе с владельцем Олегом Дерипаской в санкционный список США. – Прим. авт.) и падением котировок. Мы изучаем ситуацию. Сейчас никаких корректировок в объемах добычи и продажи мы не делаем, договоры исполняются в плановом режиме. В прошлом году по объемам продажи продуктов ГМК у нас был прирост более 3 процентов, и мы хотели бы такую динамику сохранить и в году текущем
Санкционное влияние бывает многофакторным, например, цена на алюминий поднялась на 7 процентов.
В таких условиях очень трудно оценивать, как этот рынок будет развиваться дальше, поэтому сказать, что ситуация создает только проблемы казахстанским экспортерам или только преимущества, нельзя.
Сейчас готовим предложения в кабмин, мы должны понять, насколько долгосрочна эта ситуация, будут ли изменения в технологической, производственной политике.
Но одно понятно точно – рассматривая свои экспортные поставки, мы должны иметь многовариантность, искать возможности реализации своей продукции по новым схемам, на другие рынки.
В мутной воде
Депутат мажилиса Айкын КОНУРОВ подчеркивает: последствия санкций могут серьезно повлиять и на нашу экономику:
– Первый звоночек в виде одномоментного обвала тенге более чем на 10 пунктов уже прозвенел. Тренд на рост стоимости доллара оживил валютных спекулянтов, заставил переживать наших импортеров и население в ожидании неминуемого роста цен. Нашу экономику пока не удалось диверсифицировать. Мы зависим от импорта продовольствия, комплектующих и технологий за валюту.
Самый же главный момент, чего стоит всем опасаться, – это угроза внутреннего взрыва социума у нашего северного соседа.
При резком сокращении реальных доходов населения, которое длится уже четвертый год подряд, и на фоне новостей, сколько российские олигархи и чиновники вынужденно “подарили” денег Западу – обвал ценных бумаг, конфискация счетов и недвижимости – можно только посочувствовать властям Федерации, а нам пожелать, чтобы там не рвануло.
Ведь раздираемый внутренними и внешними конфликтами сосед не будет способствовать улучшению ситуации внутри Казахстана.
А с учетом того, что Россия является ключевой страной сухопутного проекта “Один пояс, один путь”, на который и Казахстан возлагает надежды, то стабильность там нужна всем участникам проекта. Что творится в обменниках Алматы после падения курса тенге: даже кассиры скупают доллары
В то же время можно предположить, что санкции против российских компаний нефтегазового сектора и его сервиса, машиностроения, военно-промышленного комплекса, автомобилестроения, финансов и АПК позволят некоторым нашим поставщикам зайти как на российский рынок и занять ниши западных компаний там, так и попытаться занять высвободившиеся от россиян ниши на внешних рынках. Смогут ли наш бизнес и квазигосударственный сектор это сделать в мутной воде санкций, валютных и торговых войн, что получили второе дыхание с подачи США и куда вовлекаются всё больше стран, мы увидим чуть позже.
И нашим, и вашим
Политолог Данияр АШИМБАЕВ считает, что санкции следует рассматривать как проявление внешнеэкономического кризиса:
– И болевой шок от санкций может оказаться намного сильнее, чем он ударит по России, – не в силу того, что мы на линии огня окажемся, а потому что казахстанская экономика продемонстрирует неконкурентоспособность и отсутствие необходимой мобильности, системной работы.
Второй характерный показатель – американские санкции направлены против российских олигархов и их счетов на Западе. У нас эта тема во многом табуированная, но все прекрасно знают, что наши нувориши активно инвестируют в недвижимость и прочие активы за рубежом, и, конечно, для казахстанского руководства это мощнейший фактор необходимости проявления максимальной лояльности к Западу при необходимости демонстрации определенной лояльности к Москве. Вспомнить всё: на какие проекты Казахстан тратил миллиарды и что из этого вышло
Кто кого потянет за собой
Эксперт по внешней политике Института мировой экономики и политики Жумабек САРАБЕКОВ, в свою очередь, отмечает, что логика конфронтации меняется:
– Российские эксперты называют это санкционной эскалацией. Казахстану в данной ситуации нужно продолжать политику многовекторности, которая является оптимальным способом защиты национальных интересов, в том числе в сфере экономики.
А эксперт по внешней политике и международной безопасности Булат АУЕЛБАЕВ в разговоре с “КАРАВАНОМ” упомянул новость о том, что к осени в Ливан, находящийся на границе с Сирией и Израилем, будет направлен батальон казахстанских миротворцев.
– На фоне наших близких отношений с Россией, на которую продолжается массированное давление со стороны Европы и Америки (к ним могут подключиться Юго-Восточная Азия, Корея, Япония), думаю, это во многом вынужденный шаг. Но если Россия потянет нас на дно, мы утонем вместе с ней…
АСТАНА