Но, прежде чем перейти к публикации, необходимо сделать ряд пояснений. Во-первых, для понимания проблематики в некоторых случаях мне придется комментировать полученные сведения.
Во-вторых, существует необходимость предварять вопрос краткой предысторией. К примеру, наш первый вопрос касался, пожалуй, самой злободневной проблемы – повсеместного саботажа со стороны председателей КСК требования закона передать документацию по дому руководителям новых структур ОСИ или ПТ, в результате чего те не могли и не могут полноценно работать и заключить договоры с компаниями, формирующими квитанции об оплате (биллинговые компании). Ну и как следствие этого – бывшие управдомы продолжают получать деньги на свой счет, а новенькие пишут жалобы, ходят по судам – и… ничего!
В какой-то момент казалось, что ситуация будет решена – министерство индустрии и инфраструктурного развития в проекте своего нормативного приказа ограничило требование к заключению договоров со стороны биллинговых компаний. Объединение собственников имущества (ОСИ) должно было предоставить только копию свидетельства о государственной регистрации, а простое товарищество (ПТ) – копии договора о совместной деятельности и протокола общего собрания собственников. Мы, разумеется, в последовавшей за этим статье такое положение одобрили, собственники ему порадовались, но из итогового варианта нормативного приказа чиновники его убрали. Понятно, что первый вопрос – почему?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК: Согласно ст. 380 Гражданского кодекса Республики Казахстан, где граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор считается заключенным, когда между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством. Таким образом, организации, выставляющие платежные документы, являются самостоятельными юридическими лицами, и государственный орган не вправе вмешиваться в их деятельность и устанавливать требования и условия по заключению договора с физическими и юридическими лицами. В связи с чем предлагаемая поправка в приказ министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 108 “Об утверждении Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума” была не поддержана при согласовании данного приказа с государственными органами.
От автора. Придется сразу же вмешаться. Господа, неудобно вам об этом говорить, но вы противоречите сами себе: сами же пишете, что государство через свои законодательные акты может прописывать условия для заключения договора. Так зачем убрали?
“КАРАВАН”: Известно ли вам, что в результате этого собственники повсеместно сталкиваются с проблемой заключения данного договора, их ОСИ и ПТ существуют только на бумаге, а деньгами распоряжаются председатели КСК, отказывающиеся передавать документацию новым структурам?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития: Для решения данной проблемы министерством направлены письма в организации, выставляющие платежные документы, о недопущении истребования излишних документов при рассмотрении заявлений на заключение договора на обработку, печать и доставку счетов.
“КАРАВАН”: Намерены ли вы исправить данное упущение и вернуть порядок заключения данных договоров в нормативный акт?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК: Сегодня имеются факты уклонения от исполнения судебных актов о принудительной передаче вышеуказанных документов председателям ОСИ и доверенным лицам простых товариществ. В связи с чем подготовлено предложение по внесению дополнений и поправок в ст. 320 Кодекса Республики Казахстан “Об административных правонарушениях” в части административной ответственности за непредставление заказчиком (застройщиком) в течение месяца после ввода жилого дома в эксплуатацию, доверенным лицом простого товарищества многоквартирного жилого дома, физическим или юридическим лицом, осуществляющим функции управления объектом кондоминиума в течение месяца после истечения срока управления, необходимых документов (информации) и иных технических средств по многоквартирному жилому дому, предусмотренных жилищным законодательством.
“КАРАВАН”: Когда планируется внести в парламент проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики”?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК: На сегодняшний день в рамках поручения главы государства министерством разработан проект закона РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики” (далее – законопроект). В настоящее время законопроект находится на согласовании у заинтересованных государственных органов. Внести на рассмотрение в парламент РК данный законопроект планируется в сентябре текущего года. Жилищная реформа: председатели КСК с наслаждением используют промахи власти
От автора. Впервые мы подняли проблему саботажа год назад – в середине июня вышла статья, где говорилось, как в Алматы пионеры жилищной реформы, пройдя процедуру регистрации, оказались не у дел из-за незаконных и хамских действий председателя КСК. Тогда же из номера в номер мы стали писать о том, что необходимо ввести административную ответственность для саботажников в виде крупного денежного штрафа – не менее 200 МРП, то есть более полумиллиона тенге. То, что нас и собственников услышали, – хорошо, плохо, что на это ушло столько времени. Задумайтесь, в лучшем случае, проект закона чиновники направят в парламент в сентябре, а очередь до него у депутатов дойдет в конце года, там и без него у них бумаг на принятие полно. Ну и что делать оставшиеся полгода собственникам? Саботировать платеж или скидываться наличкой?..
Знаете, не пойму я логики чиновников: сделают плохо – никакой реакции, сделали хорошо – они всё отыграли назад… За кого топите?..
Ну и к пониманию ответа на вопрос о бенефициарах или выгодоприобретателях из-за бездействия или неумелых действий куратора ЖКХ… Сразу оговоримся, что мы не против того, чтобы представители любых законных форм бизнеса имели право объединяться в общественные организации для защиты своих интересов. Мы против того, чтобы они своими названиями могли ввести в заблуждение людей, а еще очень бы хотелось, чтобы чиновники вспомнили, что они находятся на службе у народа, должны представлять и защищать интересы государства, читай – Конституцию. Поэтому, предваряя вторую часть, напомню – из-за чего возник весь сыр-бор.
Как мы уже неоднократно писали, бывшие хозяева жизни в жилых домах не собираются сдаваться и уходить со сцены, они поэтапно мимикрируют: пока возможно, останутся рулить кооперативами, проведут общие собрания, кого сумеют подмять под себя – подомнут, создав в своих вотчинах простые товарищества, и затем переобуются в управляющие компании и сервисные организации.
Но и этого им мало – они хотят влиять на жилищное законодательство, чем уже давно и, к сожалению, успешно занимаются. А иначе чем объяснить появление в Законе “О жилищных отношениях” такой нормы, как передача управления банковским счетом ОСИ или ПТ управляющей компании. Так вот, последний пассаж уходящих управдомов – создание при своей общественной организации формирования, чье название тождественно названию государственных структур, что, на наш взгляд, будет вводить собственников и СМИ в заблуждение. Подробно мы писали об этом в “КАРАВАНЕ” № 19 (702) от 21 мая этого года, статья называется “Назовите меня министром”, с ней можно ознакомиться на сайте газеты Caravan.kz. Отсюда и следующие вопросы.
“КАРАВАН”: Как вы расцениваете создание ОЮЛ “Национальная ассоциация кооперативов и других форм экономических сообществ Республики Казахстан”, подразделения “Комитет по жилищной реформе и развитию отношений субъектов рынка в сфере жилищно-коммунального хозяйства”, чье название созвучно с названием государственного органа и способно ввести в заблуждение граждан республики?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК: Деятельность СРО (саморегулируемых организаций) осуществляется Уставом. Согласно ст. 12 Закона Республики Казахстан “О саморегулировании”, органами управления саморегулируемой организации являются:
1) общее собрание членов (участников) саморегулируемой организации;
2) коллегиальный орган управления саморегулируемой организации;
3) исполнительный орган управления саморегулируемой организации;
4) контрольный орган (ревизионная комиссия) саморегулируемой организации.
В связи с чем общее собрание членов (участников) саморегулируемой организации вправе самостоятельно создавать внутри данной организации подразделения, которые соответствуют целям и задачам СРО. Отмечаем, что название комитета по жилищной реформе и развитию отношений субъектов рынка в сфере жилищно-коммунального хозяйства созвучно (выделено автором. – С.Б.), но не совпадает с названием государственного органа.
“КАРАВАН”: Какие шаги вы намерены предпринять для разрешения данной ситуации?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК: Министерство не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций.
От автора. Очевидно, что подобное прекраснодушие чиновников не сулит ничего хорошего собственникам. Со своей стороны, хочу предложить авторам ответа ознакомиться с законами, касающимися государственной регистрации общественных и некоммерческих объединений, в них вы увидите прямой запрет на использование в названиях всего, что может ассоциироваться у людей с государственными органами. Именно поэтому остроумные представители председателей КСК не использовали в названии ассоциации слово “комитет”, а “зашили” его внутри. Для грамотных политтехнологов и пиарщиков подобные игры понятны, а желаемые результаты авторов очевидны. Оттого и требуем мы внести изменения в законодательство, которое бы не позволило играть умами народных масс.
Ну и заключение – два слова о других действиях обсуждаемой нами ассоциации. Объединение приблизилось вплотную к телу министерства индустрии и инфраструктурного развития, войдя в их реестр саморегулируемых организаций. Но чиновники подвоха в этом, как и раньше, не видят, в чем вы можете сами убедиться.
“КАРАВАН”: По каким правилам министерство включает в свой реестр саморегулируемые организации?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК: Порядок ведения реестра саморегулируемых организаций осуществляется в соответствии с приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 32 “Об утверждении Правил ведения реестра саморегулируемых организаций и о внесении дополнений в приказ министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 января 2015 года № 4 “Об утверждении форм уведомлений и Правил приема уведомлений государственными органами, а также об определении государственных органов, осуществляющих прием уведомлений”.
“КАРАВАН”: Какие преференции организациям дает присутствие в реестре министерства?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК: Присутствие в реестре саморегулируемых организаций не дает преференций.
Согласно Закону Республики Казахстан “О саморегулировании”, любое организованное СРО уведомляет о своей деятельности для включения в реестр. Государственный орган включает в реестр саморегулируемых организаций на основании полученного уведомления.
От автора. Только два слова – организации из реестра приглашаются куратором-министерством для обсуждения законодательных инициатив, а также имеют “доступ к телу”, как это принято говорить среди “посвященных” в подобные дела. Считать это преференциями или нет?.. Ответ очевиден.
“КАРАВАН”: Почему в реестр была включена ОЮЛ “Национальная ассоциация кооперативов и других форм экономических сообществ Республики Казахстан”?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК: Данная организация была включена в реестр на основании направленного уведомления о начале деятельности СРО. Направление уведомления осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан “О разрешениях и уведомлениях”.
“КАРАВАН”: Просим сообщить, где можно ознакомиться с реестром саморегулируемых организаций (СРО) при министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК: Согласно Закону Республики Казахстан “О саморегулировании”, реестр саморегулируемых организаций – перечень саморегулируемых организаций, содержащий сведения об их реквизитах, осуществляемых ими видах деятельности, их филиалах, формируемый на основании уведомлений, поданных в соответствии с Законом Республики Казахстан “О разрешениях и уведомлениях”.
Ведение реестра саморегулируемых организаций осуществляется регулирующим государственным органом в соответствующей сфере (отрасли) в электронной форме.
Согласно подп. 19 п. 14 Положения Республиканского государственного учреждения “Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан”, функции ведения реестра саморегулируемых организаций в соответствующей сфере входят в компетенцию комитета. Ознакомиться с реестром можно на сайте комитета.
***
Мы безмятежности чиновников не разделяем и считаем важным информировать собственников, заинтересованные ведомства и депутатов о реальном положении дел. Повторю, мы не против того, чтобы бизнес-структуры защищали свои интересы, мы против того, чтобы они получали от чиновников возможность морочить людям голову. Поэтому рассчитываем на соответствующие законодательные инициативы.
Законодательство по теме:
Закон РК «О жилищных отношениях»
АЛМАТЫ