Что для AES бизнес, то нам – разорение - Караван
  • $ 513
  • 541.16
+9 °C
Алматы
2024 Год
29 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что для AES бизнес, то нам – разорение

Что для AES бизнес, то нам – разорение

На днях глава группы компаний AES в Казахстане Майкл Джонаган огорошил новостью. В обращении, размещенном на внутреннем сайте компании, топ-менеджер заявил об отказе от двух “дочек” в Восточном Казахстане – распределительного АО “ВК РЭК” и поставщика ТОО “Шыгысэнерготрейд”. 

  • 2 Декабря 2011
  • 3530
Фото - Caravan.kz

Фишка в том, что “дочек” энергокорпорация намерена передать государству вместе… с многомиллиардными долгами.

Если откинуть все дежурные фразы, смысл письма такой: в связи с тем, что антимонопольщики не позволяют AES взвинтить тариф, компания решила переложить на государство снабжение ВКО электроэнергией. Причем не просто, а… с долгом в 3 миллиарда тенге. На такую сумму областной департамент АРЕМ в свое время наказал “Шыгысэнерготрейд” за грубые нарушения закона. “Пока AES управляет “Шыгысом”, – откровенно заявил топ-менеджер, – эти штрафы должны быть выплачены полностью или частично. В то же время мы верим, что под управлением государства эта проблема сможет найти решение”.

Любопытная бизнес-модель, не правда ли? На беззаконие у американской энергокомпании ресурсов и умения хватает, а на то, чтобы отвечать за него, – нет. И с какой стати американский менеджер решил, что со штрафами, наложенными на его подразделение, должно разбираться государство?

Большие “достижения”

В своем официальном пресс-релизе об уходе из “ВК РЭК” и “Шыгысэнерготрейда” AES заявила: “За время управления (…) начата программа модернизации электрических сетей, внедрены инновационные технологии (…), существенно повысились производственные показатели”…

Самое время посмотреть, что и как на самом деле американская компания “внедрила” и “повысила”.

Весь прошлый год “Караван” писал о вопиющих действиях AES в Восточном Казахстане. Напомним, зимой 2010 года в сильнейшие морозы область подверглась беспрецедентным длительным веерным отключениям. Национальный оператор электрических сетей KEGOC обвинил подразделения AES в неконтрактном потреблении десятков миллионов (!) киловатт-часов. В Усть-Каменогорске без электричества оказалась больница скорой медпомощи, в Семее – детская больница и роддом! Из-за бесконечных финансовых споров весь прошлый год энергокомпания “вырубала” Семейский водоканал, оставляя без воды больницы, детсады, школы…

Вот еще из “свершений” AES. По программе самой компании в развитие сетей и подстанций (их износ на сегодня достиг 65–80 процентов) до 2015 года планировалось вложить больше 100 миллиардов тенге – по 10–11 миллиардов ежегодно. Реально в течение двух последних лет инвестиции составили по 908 миллионов тенге. В 11 раз меньше!

– На Усть-Каменогорской ГЭС себестоимость производимой электроэнергии равняется примерно 1 центу, а тариф почти втрое больше, – с возмущением рассказал вице-министр Министерства индустрии и новых технологий (МИНТ) Дуйсенбай ТУРГАНОВ. – При этом при доходе почти в 3 миллиарда тенге инвестиции составляют меньше миллиарда. Это нарушает принцип “тарифы в обмен на инвестиции”.

В самой АES на это откровенно заявили, что наращивать финансирование не намерены.

– Основным источником денежных средств должно быть государство, – заявила менеджер по связям с общественностью АО “ВК РЭК” Светлана НИЩЕНКО. – Государство должно субсидировать распределительные предприятия.

Но в таком случае, как говорил как-то наш Президент, “на хрена они тут сидят?”.

Бизнес по-американски

AES сидит в Восточном Казахстане уже 15 лет. И хорошо сидит! С помощью мудреных схем взаимокредитования и системы посредников компания из года в год умудряется показывать сверхприбыльные ГЭС убыточными. В 2009 году, например, в официальной отчетности AES Усть-Каменогорская и Шульбинская гидростанции закончили год так плачевно, что только государству остались должны по налогам 83 миллиона тенге. Ни один из владельцев акций ГЭС, ветеранов энергетики, за все годы ни разу не получил дивиденды – у компании, мол, одни убытки. Но когда в деле стала разбираться комиссия “Самрук-Энерго”, выяснилось невероятное! Только к 2010 году чистая прибыль (!) двух ГЭС составила… 10,5 миллиарда тенге! Сегодня эту цифру смело можно увеличить еще на несколько миллиардов.

С плеч долой?

С первого дня присутствие AES в Казахстане связано с громкими скандалами. Даже из небольшой части обнародованного архива по так называемому Алтайскому договору видна круто запутанная схема. В ее центре – бывший премьер Акежан Кажегельдин. С его подачи на конкурсе по приватизации энергообъектов за несколько часов до торгов (!) зарегистрировалась ирландская фирма AES ELEKTRIC LTD. На самом аукционе фигурировала виртуальная AES SunTree Power Ltd, а все права на объекты зарегистрировали за AES Соrporation. Сами объекты – комплекс Экибастузской ГРЭС – при стартовой цене в 230 миллиардов тенге оказались проданы за… 100 миллионов. В 2300 раз меньше! Примерно по той же схеме в руки AES ушли самые лакомые кусочки – Усть-Каменогорская и Шульбинская ГЭС, Усть-Каменогорская, Согринская и Лениногорская ТЭЦ…

Год назад Республиканское агентство по регулированию естественных монополий подытожило работу компании в Казахстане. Из обещанных инвестиций в 600 миллионов долларов реальное вложение составило меньше четверти суммы. Штрафы, которым подразделения AES были подвергнуты за вопиющие нарушения законов, исчисляются десятками миллиардов (!) тенге. Износ распределительного оборудования достиг критического предела! Казалось бы, вывод очевиден: контракт – разорвать, AES – паковать чемоданы и отправляться домой. Не тут-то было. Все в том же письме Майкл Джонаган подчеркнул: AES остается хозяйничать на генераторах – двух восточноказахстанских гидростанциях и двух ТЭЦ. Расставаться с супердоходным бизнесом американцы не собираются. И, по словам топ-менеджера, такой вариант уже согласован с председателем Республиканского комитета по госимуществу и приватизации!

Возможно ли, что государство дало добро на то, чтобы AES спихнула убытки на плечи бюджета, то есть налогоплательщиков, а прибыль оставила себе?

Усть-Каменогорск