Но что такое «культовый фильм»? На этот вопрос не так просто ответить.
Оксфордский словарь дает следующее определение – культовый фильм «должен привлекать относительно небольшую аудиторию» и раздражать любителей массовой культуры.
Типичным примером культового кино является фильм «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика. Отказ режиссера разрешить его прокат в Британии обеспечил фильму почетное место в обойме культового кино.
Он продолжал жить своей жизнью в полумраке неофициальной культуры, когда из рук в руки передавались кассеты с его записью, а обладание ими считалось признаком интеллектуализма.
Касса — не главное
Другие фильмы выходили на экраны, но оказывались некассовыми. Но позднее выяснялось, что у них есть свои верные и даже страстные поклонники.
Например, последний фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» является римейком полузабытого итальянско-американского фильма 1961 года, который не имел никакой прокатной истории и был прочно забыт.
А вот сейчас он возродился и его показывают на кабельных телеканалах по просьбам кинофанатов.
Другой категорией культовых фильмов являются картины столь провальные, что это даже делает их интересными.
Например, фильм американца Эда Вуда «План 9 из открытого космоса» претендует на почетное звание худшего фильма в истории мирового кинематографа.
Но при этом он набрал 100 млн. долларов только на продажах видеодисков и видеокассет и продолжает пользоваться любовью киноманов, которые соревнуются между собой в перечислении ошибок в сценарии, восхищаются деревянной игрой актеров, которые читают роли с листа, а также наивной эротикой в изображении преступного мира Лас-Вегаса, где происходит действие.
Фильмы становятся культовыми совершенно по иным причинам, чем замышляли их создатели. Таково мнение Ксавье Мендика, директора киноархива культового кино в Университете Брюнеля. Он также является главным организатором 4-й международной конференции по глобальному культовому кино Cine-Excess, которая проходит сейчас в Лондоне.
Увлеченность экзотикой
Главной движущей силой, определяющей обретение культового статуса, является наличие активной группы поклонников той или иной картины, которые ведут себя совсем иначе, чем «пассивные кинозрителя в мейнстриме», считает Мендик.
Возникший не так давно в США институт ночных киносеансов демонстрирует это явление со всей очевидностью.
Например, фильм «Донни Дарко» набрал в прокате всего 514 тыс. долларов за пять месяцев. Однако в 2002 году он снова был выпущен в прокат и выдержал 28 месяцев непрерывных показов по ночам в одном из кинотеатров Нью-Йорка. Теперь это сюрреалистическое полотно о подростке-телепате режиссера Ричарда Келли имеет культовый статус, а инвесторы стали на нем зарабатывать.
Самое интересное, говорит Мендик, что совершенно невозможно предсказать, станет ли фильм культовым. Это происходит стихийно и все попытки специально изготовить культовый фильм, как правило, заканчиваются неудачей.
Но вот если в полночь к подвалу, где идет никому неизвестная лента, выстраивается под проливным дождем очередь желающих посмотреть его десятый раз, такому фильму обеспечен культовый статус.
что делает фильм культовым
— привлекательность для особой категории зрителей
— экзотичность персонажей и их внешнего облика
— принадлежность к определенному жанру — фантастика или хоррор
— ночные показы
— анекдотически низкое качество игры актеров и режиссуры