Именно на этом возникла бизнес-идея об оказании услуг по уборке помещений. Это называется клининговый бизнес – от английского слова cleanness, то есть “чистота”.
Расходы
– Что хорошего в этом бизнесе – минимальные затраты для начала. Нужны ведро, швабра и тряпка. Машина, если есть, необходима для подвоза до места работы людей, инвентаря и воды, – делится своим опытом работы директор клининговой компании Артем КУЗНЕЦОВ.
Основные затраты – заработная плата персонала, она достигает 80 процентов расходов компании. Остальное – налоги, инвентарь, немного на рекламу.
– Когда я задумал начать дело, знакомый одолжил мне около 200 тысяч тенге. С этого я и начинал, – вспоминает Артем.
Началась компания с регистрации самого будущего директора в качестве индивидуального предпринимателя. В налоговой инспекции сразу была указана сфера деятельности – оказание бытовых услуг. После этого началось выяснение условий работы, составление типового договора об обслуживании и поиск первых объектов.
– Первое время я сам ходил по домам, договаривался о заключении договора на обслуживание, сам вел бухгалтерию, искал кадры и даже работал на уборке в подъездах, – рассказал А. Кузнецов.
Качество – превыше всего
– Мы предоставляем конкретные услуги – это уборка подъезда. Чем мы брали? Тем, что изначально поставили задачу отличаться от традиционной “бабы Маши”, которая обычно моет полы в подъездах. Работу мы выполняем своим инвентарем, используя свою воду. Так что не стучимся в двери с просьбой “набрать водички”. На обычный подъезд в 5-этажном доме тратится до 2–3 ведер, в 9-этажном – до 5–6.
После уборки обязательно надо сдать работу. Как правило, итоговый контроль проводит старший по подъезду, который и подписывает акт выполненных работ. На основании этого документа можно включать стоимость услуг по уборке в единую квитанцию по оплате коммунальных услуг.
Моем подъезд один раз в неделю строго по графику. Люди к такому порядку привыкают. Например, в некий дом ровно в 11 часов приезжает бригада, которая моет подъезд. Плюс водитель. В этой роли может быть владелец бизнеса. Это минимум, с которого можно начинать бизнес.
Если вдруг что-то произошло – сломалась машина, не вышли уборщики, то телефон в офисе раскаляется от звонков клиентов. Жалобы – нормальное явление, но нельзя их игнорировать. Если что-то работники компании не сделали или недоделали, то это надо срочно исправлять. Иначе от ваших услуг просто откажутся.
Кадры
Для клинингового бизнеса самая большая проблема – это кадры и их текучка. Работа низкоквалифицированная, обучения не требует, денег больших не обещает. Но, так как клининг относится к сфере услуг, такая работа требует людей ответственных.
– Первое время текучка была очень большая. Бывало и такое: набрал бригаду из пяти человек. Неделю они поработали, потом ушли. Приходится снова набирать. В это время объект стоит, идут жалобы от клиентов. Рентабельность бизнеса резко падает, страдает репутация. Даже при устоявшемся бизнесе в год обновляется до половины персонала, – сетует предприниматель.
Терпение
– Главное в этом бизнесе – терпение. На нулевой уровень рентабельности мы вышли через полтора года работы. Более или менее стабильно начали работать через 8 месяцев. Много раз возникало желание бросить это занятие. Как всякая работа с людьми, эта тоже очень тяжелая. Когда нам первый раз отказали в оплате за работу, вот тогда у меня на самом деле опустились руки. Ведь я нашел этот объект, договорился, набрал необходимый штат людей… В итоге ушли уборщицы и водитель. Пришлось начинать все заново, – рассказывает А. Кузнецов.
Зарплата уборщика сегодня – 50 тысяч тенге в месяц. Но начинали 2 года назад с 30 тысяч. Зарплату смогли поднять после того, как бизнес уже устоялся и сложился основной костяк персонала. Компания пошла на некоторые убытки, но это решение позволило снизить текучку кадров и в итоге повысило стабильность работы.
Выход на новый уровень
Бизнес становится стабильным, когда вы начинаете обслуживать 50–60 подъездов, в которых собирается по 300 тенге с квартиры. Желательно, чтобы все объекты находились в одном районе города. Иначе на перевозку людей уходит очень много рабочего времени.
Сегодня в Алматы работает больше 20 клининговых компаний. Постоянно появляются новые, но не все выдерживают. Хотя рынок большой: только в Алматы около 27 тысяч подъездов. Есть куда расти.
– Наш основной бизнес – уборка подъездов – уже сформировался и требует от меня значительно меньше внимания, чем раньше. И сейчас мне более интересно другое направление – обслуживание предприятий. Это могут быть офисы, торговые центры, магазины. Более рентабельно и требует меньше людей, – считает А. Кузнецов.
Правда, здесь уже необходимо обучать персонал.
– В отделке помещений используются различные материалы. Каждый материал требует своего типа чистящего средства. Есть много препаратов – от пятновыводителей до средств для удаления жвачки. Нужно знать правила их применения, пропорции. Иначе легко испортить дорогостоящую отделку помещений.
Обучение высококвалифицированных уборщиц стоит около 40 тысяч тенге на двух человек, этим обычно занимаются компании, которые поставляют бытовую химию.
Правда, всегда есть риск, что сотрудник, прошедший обучение и получивший сертификат, может уйти в другую компанию, ведь он становится более ценным сотрудником. Но способы удержания сотрудников в своей компании – это уже другая тема…
Создание ИП по оказанию бытовых услуг по упрощенной декларации
Регистрация ИП – в налоговом комитете за 3 дня
Стоимость регистрации – 3024 тенге (2 МРП)
Покупка инвентаря – 2–3 тысячи тенге
Зарплата двум сотрудникам – 80–100 тысяч тенге
Налогообложение можно освоить самому. Расчет для заполнения налоговой декларации можно найти на сайтах http://www.uproshenka.kz и http://tokadoka.kz
Итого: первые затраты – от 85 до 100 тысяч тенге в месяц
В тему
Самая большая проблема для клининговых компаний – это неплатежи. Наше вечное желание пользоваться услугами бесплатно дорого обходится всем коммунальщикам. Так, за два года работы у компании “Чистый город” сумма накопленной дебиторской задолженности, то есть невыплаченных ей денег, составляет почти 800 тысяч тенге. Это те, кто сначала соглашается на облуживание, а потом просто не платит за уборку своих подъездов. Что такое 300 тенге для человека? Вроде мелочь. Но даже эту мелочь из кошелька вынимают с неохотой.