Чисто научный интерес: почему в Казахстане обязаны поддерживать ученых - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чисто научный интерес: почему в Казахстане обязаны поддерживать ученых

Чисто научный интерес: почему в Казахстане обязаны поддерживать ученых

Майкл Фарадей был первым, кто переместил магнит относительно катушки. И стрелка гальванометра, который он подключал к катушке, на мгновение дернулась. Он потратил больше 10 лет на получение электричества без батареи. И казалось, что вот-вот нащупает природу электричества и магнетизма.

  • 13 Июля 2016
  • 1169
Фото - Caravan.kz

Но для всех, даже его коллег-ученых, это выглядело как диковинка: ты проводишь магнит сквозь катушку и стрелка отходит в сторону?

– Ну и что? – разумно спрашивали его коллеги. – Что из этого можно получить?

Чтобы наглядно показать процесс преобразования механической энергии в электрическую, ученый построил первый генератор – так называемый диск Фарадея. Первый униполярный генератор. Этот прибор не имел практического значения, но наглядно показывал волшебство возникновения электрического тока. После создал и первый в мире электродвигатель – это проволочка с током, вращающаяся вокруг магнита.

Уже в то время британская казна финансировала фундаментальную науку. Члены Королевского научного общества могли получать практически постоянное финансирование. При громадной стоимости оборудования в то время, бюджетных денег нормальному ученому не хватало. Поэтому все старались получить и государственные должности. Так, Фарадей был надзирателем за зданием и лабораториями Королевского института, а затем и директором лабораторий, читал лекции в колледжах и университетах. В 1836 году его назначают научным сотрудником управления маяков. Эту должность он занимал почти 30 лет, написал 19 рукописных томов исследований. Таким образом достигалась связь между наукой и прикладными исследованиями. Естественно, что и парламент захотел узнать, на что тратятся казенные деньги.

Когда Фарадей показал свой опыт в парламенте, то депутаты были возмущены:

– Мы финансируем вот это баловство!? Какая польза от этого Британской империи и королю?

Есть легенда о том, что в ответ сказал Майкл Фарадей.

– Не знаю, какая выгода сегодня, но однажды вы обложите это налогом.

В течение следующих 60 лет электричество прочно вошло в жизнь человека. Сначала была изобретена лампа накаливания. Затем построены электрический трамвай и локомотив, изобретена электросварка, построены телефонные линии и плавильные печи. Оно используется для освещения, передачи информации и в бытовой технике. Сегодня в мире вырабатываются триллионы киловатт-часов электроэнергии. Более 80 процентов ее получают на генераторах, которые произошли от примитивного диска Фарадея.

Доступ человека к электроэнергии – один из показателей качества жизни, используемый ООН. Способность государства генерировать энергию в достаточном для развития количестве – показатель экономической безопасности. А объем потребления – один из показателей развития самой экономики.

Чистая наука никак не улучшает качество людей сегодня. Это может произойти в лучшем случае через одно-два поколения. Как произошло с электричеством. И только государство способно выделять деньги на такого рода “баловство”. Эти забавы очень дороги. Сейчас практически невозможно открыть закон в любой научной дисциплине, просто сидя за столом. Этот этап наука прошла еще в XIX веке.

К сожалению, сегодня в Казахстане стремительно сокращается финансирование науки. Причем деньги одинаково неохотно выделяются и для фундаментальных исследований, и для прикладной работы. От науки требуется результат здесь и сейчас.

Если денег на НИОКР не хватает, более разумным, как мне представляется, было бы объединение бюджетов разных стран для решения одних проблем. Например, как это делается европейскими странами.

Обратите внимание, когда страна развивается, она использует чужие разработки. Как только она достигает определенного уровня развития, то сразу начинает вкладываться в фундаментальные исследования. Даже понимая, что прибыль от этих денег будет получена лишь через 50–80 лет. И то – может быть.

Самый яркий пример такого развития – Китай и Южная Корея. Обе страны уже вышли на тот уровень, когда понимают, для чего нужна наука. Но школы нет. Нет ученых. И вот их начинают терпеливо взращивать. Параллельно развиваются прикладные дисциплины.

Уровень казахстанских ученых не настолько высок, чтобы надеться, что они смогут сделать некое эпохальное открытие. Но научная школа все-таки есть. И этот задел нужно как минимум сохранить, чтобы завтра не пойти дорогой, по которой мы уже шли полвека назад.