Чистка в Узбекистане: еще одна попытка модернизации - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чистка в Узбекистане: еще одна попытка модернизации

Чистка в Узбекистане: еще одна попытка модернизации

Министерство юстиции Узбекистана предприняло очередную попытку расчистить поле для узбекских предпринимателей. На этот раз в поле зрения попали государственные чиновники, которые чинили разного рода препятствия как отечественным бизнесменам, так и иностранным инвесторам.

  • 20 Июля 2007
  • 1471
Фото - Caravan.kz

Судя по всему, в этой стране прошла самая массовая чистка с тех пор, как в 1991 году Узбекистан получил суверенитет: за 6 месяцев текущего года от работы отстранены 232 чиновника. Официальная версия случившегося следующая: государство стремится освободить бизнес от пут чиновничьего засилья, оздоровить экономику и придать динамичность процессам либерализации.
Ни для кого не является большим секретом то обстоятельство, что сужающееся бизнес-поле стало причиной замедления темпов экономического развития, ухудшения инвестиционного климата и, как следствие, снижения уровня жизни населения. По мнению представителей международных организаций, основной проблемой снижения уровня предпринимательской активности в стране является нестабильное законодательство, фактически ставшее кормушкой для чиновников, от подписи и воли которых многое зависело.
Примечательный факт — о хозяйственных успехах страны стали говорить и представители Международного валютного фонда (МВФ), недавно посетившие Узбекистан.
Цели акции
То, что действия узбекского Минюста — очередная акция, направленная на достижение тактических целей, мало кто сомневается. По истечении срока президентских полномочий Ислама Каримова необходимо провести широкомасштабную пропагандистскую кампанию на фоне роста недовольства южных регионов страны. И потом, узбекские власти таким образом могут решить две ключевые задачи: во-первых, поднять популярность главы государства не только во всем континентальном Узбекистане, но, что немаловажно, в Ферганской долине, где настроения людей после андижанских событий позитивными никак не назовешь, во-вторых, по всей видимости, готовится мощная волна аппаратной ротации, куда действия Минюста вписываются как нельзя кстати.
По словам министра юстиции Фозилжона Атаханова, расследование действий коррумпированных чиновников привело к отмене 561 незаконно принятого решения, ограничившего права и законные интересы предпринимателей. С 1 января по 30 июня 2007 года Минюст получил более 50 тысяч жалоб на госчиновников различного ранга, а общая сумма судебных исков составила около 30 миллиардов сумов (около 24 миллионов долларов).
Ситуация давно назрела
Понятно, что подобными разовыми акциями проблему коррумпированности государственного аппарата не решить. Думаю, это прекрасно понимают в Министерстве юстиции и органах, кому по долгу службы вверена борьба с мздоимством. Хотя, с другой стороны, ситуация с коррупцией в госаппарате зашла так далеко, что рядовыми мерами профилактического характера ее не решить. Это еще один мотив к тому, чтобы инициировать чиновничью чистку.
Теперь о том, как представители МВФ констатировали успехи узбекского правительства в сфере экономики. В заявлении фонда, опубликованном на его сайте, говорится, что узбекская экономика «демонстрирует хорошие показатели»: в первом квартале 2007 года рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 9%, при этом узбекские власти проявляют «высокий уровень сотрудничества и искренний обмен мнениями».
«Имеющиеся признаки свидетельствуют об ослаблении инфляции и повышении доверия к банковской системе», — говорится в заявлении фонда.
В принципе, до сих пор миссии МВФ не испытывали особого оптимизма по поводу состояния дел в узбекской экономике. Обычная формулировка предыдущих миссий звучала так: мы выражаем сожаление в связи с нежеланием узбекских властей осуществлять структурные реформы. Причем, в 2001 году фонд по этой причине даже приостановил отношения с Ташкентом.
Сегодня ситуация кардинально другая: эксперты МВФ стремятся восстановить былые отношения между Узбекистаном и Западом. Узбекские же власти также стремятся восстановить статус-кво, однако до публичных заявлений с их стороны дело не дошло.
Природа коррупции
Вообще, проблема коррумпированности государственного аппарата имеет множество сторон.
Сторона первая. Этот фактор часто упоминают представители международных организаций, почти никогда — местные предпринимательские структуры и бизнесмены. Вопрос лежит в плоскости доверия узбекскому правительству. Иностранные инвесторы полагают, что пока не будет решена эта проблема, ожидать улучшения инвестиционного климата не стоит. Часто получается так, что условия инвестирования в стране могут поменяться, во-первых, по факту выхода очередного указа президента или постановления правительства, во-вторых, инструкций или циркуляров министерств и ведомств. На практике это выглядит так: к иностранному инвестору приходят представители, к примеру, налоговой инспекции и заявляют, что компания не платила налогов в соответствии с нормативными актами Узбекистана.
Сторона вторая. Нестабильность правового поля заставляет предпринимателей содержать большие штаты бухгалтерских кадров. Правила ведения бизнеса меняются довольно часто и, если ситуацию с президентскими указами и правительственными постановлениями отследить можно, то изменения, внесенные министерствами и ведомствами — очень сложно. Они не всегда доступны для широкой публики, а многие из них вообще носят внутрикорпоративный характер.
Сторона третья. Она носит психологический оттенок. Бизнесмен предпочитает откупиться от назойливых контролирующих органов, чтобы не создавать ни себе, ни бизнесу дополнительные проблемы. Зачастую такой подход экономит время, силы и ресурсы компании. Доказывать свою правоту через судебные инстанции считается крайней мерой, когда все другие способы решения проблемы исчерпаны.
Кому-то это нужно
Вполне может статься, что чистка в государственном аппарате предпринята с целью сменить целое поколение управленцев, которые дискредитировали себя в глазах общественности. Правда, возникает вопрос — зачем это нужно делать именно сейчас, накануне президентских выборов? Скорее всего, ответ на этот вопрос кроется в самом вопросе.
У населения необходимо создать устойчивое убеждение в том, что в Узбекистане ведется серьезная борьба с коррупцией, а уволенные со своих постов чиновники виноваты в нежелании развивать бизнес, вставляют палки в колеса развитию страны, и стали причиной недовольства узбекистанцев экономической политикой, проводимой властями. Тем самым основной удар и раздражение людей переносится на чиновничий аппарат, не желающий поддерживать экономические реформы.
С другой стороны, до сих пор узбекские власти занимались чисткой верхов, время от времени обвиняя в тех или иных провинностях чиновников первого эшелона. Наверное, настала очередь заняться чисткой «авгиевых конюшен», и убрать с постов тех, которых ставили люди, уже провинившиеся перед обществом. Вообще, переход с точечных чисток к массовым может также означать капитальную расчистку поля для управленцев другого поколения. Можно ожидать и того, что на смену уволенным придут люди, никоим образом не связанные с опорочившими себя чиновниками первого эшелона.
В таком случае есть резон ожидать каких-то дополнительных знаковых перестановок в высших эшелонах власти, смены управленцев и перехода узбекской экономики на другой уровень.
В принципе, это может означать и то, что проводимый до настоящего времени курс оказался неэффективным, и Узбекистан от пустых обещаний перейдет к конкретной практической работе в сфере экономики. Насколько предположения окажутся верными, судя по всему, покажет время.
Только жаль, что предыдущие надежды почти всегда оказывались напрасными…
На снимке: паонрама Ташкента. Фото сайта www.grandmirtashkent.com