Чип и смарт спешат на помощь - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-5 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чип и смарт спешат на помощь

Чип и смарт спешат на помощь

Он знаком всем и каждому. Вот его обобщенный портрет: среднего возраста, в староватой и грязноватой одежде, с бегающими глазами и настойчивым, чаще всего нагловатым голосом.

  • 18 Января 2008
  • 1534
Фото - Caravan.kz

На животе — старая и тоже грязная сумочка — «кенгурятник». Особая примета — грязные, почти черные кисти и ладони рук. Прикосновение к ним оставляет брезгливое чувство. Если сделать ему по этому поводу замечание — обижается: «Поработали бы вы на моем месте…».
Пол — чаще мужской, но встречаются и женщины. Любит часто бегать в кабину к водителю и о чем-то там с ним шутить и шушукаться… Таков (думается — беспристрастный) обобщенный «портрет» нашего казахстанского кондуктора в общественном транспорте. Персонажа, не вызывающего особо теплых чувств у населения и уж, конечно, не улучшающего «имидж» наших общественных автобусов, троллейбусов и трамваев.
Но время кондукторов уходит, и уже виден горизонт, за которым они «вымрут» как когда-то динозавры.
С 1 января этого года в Алматы впервые запущен новый проект — электронной оплаты за проезд в общественном транспорте.
Более года транспортники мегаполиса, городской акимат и другие заинтересованные лица готовились к этому событию, решали и согласовывали многочисленные вопросы, устанавливали оборудование. И сегодня, когда прошло уже больше двух недель нового 2008 года, можно подвести первые, предварительные итоги. Но вначале — небольшой экскурс в нашу недавнюю историю.
… «Девушка, у вас «двушки» нет?» — в советские времена, когда телефонные автоматы на улице работали за деньги, эта фраза была весьма популярна как среди тех, кто хотел позвонить, так и часто среди тех, кто просто хотел завязать знакомство. Идиллическими кажутся теперь те времена… Позвонить из автомата стоило две копейки, пирожок в буфете — восемь, котлета в столовой — двенадцать, а проезд в автобусе или трамвае — пятачок! И так — десятилетиями.
Все было государственное, проверенное годами, что и укоренило в наших людях крепкий консерватизм. Помню, как впервые переходили на оплату таксофонов пластиковыми карточками, как это пугало, казалось сложно, неудобно… Ничего — привыкли! И пресловутые «двушки», вместе со старыми телефонными будками красно-синего цвета ушли в прошлое, словно их и не было.
Также настороженно отнеслись вначале к идее новой формы оплаты за проезд в общественном транспорте.
Электронная система платежей в троллейбусах и трамваях, которая постепенно должна распространиться и на автобусы, многим алматинцам видится новой промышленной революцией.
Инициатором новшества стал акимат города совместно с южнокорейской компанией «ЕВ Каz». Новая электронная система платежей на городском автотранспорте, по мысли организаторов, вводится для того, чтобы наладить работу автобусных, троллейбусных и трамвайных парков, сделать прозрачными доходы данных предприятий, отрегулировать движение городского транспорта крупнейшего города Казахстана.
Так что многочисленным бойким контролерам, которые брали деньги за проезд, часто без всяких билетов, щедро направляя денежные потоки не в карман «родного» предприятия, а в свой собственный и водителя, приходит «кирдык» — при новой системе они просто не нужны.
Представители компании «ЕВ Каz», корейский менеджер Ли Джонг У и Аскар Багжанов, когда рассказывали о системе, не скрывали, что опасаются только психологического дискомфорта у пассажиров, который, впрочем, должен скоро пройти. Подобные системы оплаты введены в Южной Корее, Китае и Турции, и там тоже население вначале относились к ним с подозрением.
Но потом привыкли и теперь ездят за милую душу. Доходы транспортных компаний резко повысились. Электронная система оплаты увеличила эффективность и удобство пассажирских перевозок.
А для Алматы корейцы приготовили вообще уникальное оборудование: оно способно принимать в оплату монеты, банкноты, пластиковые карточки, а взамен выдавать билеты и сдачу.
Но постепенно система оплаты с карточек затмит все остальные. Установленный в салоне валидатор — кассовый аппарат считывает информацию и снимает деньги со СМАРТ-карты или даже с наручных часов, брелоков, сотовых телефонов, косметичек и прочего, оснащенных маленьким электронным чипом. Вошел в салон, прикоснулся чипом к аппарату, секунда — и проезд оплачен.
Счет на карточке можно пополнить в специальных банкоматах, а также в магазинах. Компания уже заключила договоры об их продаже с тремястами торговыми точками по всему городу, и намерена увеличивать их число еще в три раза. Словом, купить или пополнить СМАРТ-карточку можно везде в городе. Стоимость пластиковых карточек не превышает двухсот тенге. Предусмотрены различные виды карточек — для пенсионеров, студентов и учащихся, инвалидов.
— В этой системе электронной оплаты мы используем такие передовые технологии мониторинга автотранспорта, как GPS, GSM, — рассказал Аскар Багжанов. — Поэтому будет достигнут более высокий уровень обслуживания пассажиров. Можно будет регулировать и отслеживать пассажиропотоки в масштабах всего города; компьютерная система, через спутник, будет фиксировать график движения транспортных средств, интервал движения машин разных маршрутов. Таким образом, возникает возможность оперативного вмешательства в дорожное движение со стороны диспетчеров. Новые технологии помогут решить множество наболевших проблем транспорта в мегаполисе.
Не все в городе в восторге от новшества, было и есть ощутимое сопротивление реализации проекта. Например, сегодня не все автобусные парки подписали соглашение с корейской компанией. Причина проста: здесь часто плутуют с доходами, объявляя себя убыточными и добиваясь дотаций от городской казны. Им этот электронный «сторож» — как кость в горле. Руководители же проекта утверждают, что после того, как система заработает в полную силу, доходы в казну города увеличатся минимум на тридцать процентов. Так что акимат намерен настоять на своем. И главное — общие расходы на проезд для горожан не повысятся, как уверяли новаторы. Пока они держат слово.
Система «электронных кондукторов», на которую потрачено пятьдесят миллионов долларов, по расчетам, окупится не ранее, чем через восемь лет. Но корейцы, которые и стали инициаторами этого проекта, уверяют, что прибыль для них — не главное. Важнее всего, как говорит Ли Джонг У, — внедриться на казахстанский рынок с новыми, современными технологиями, развитие которых в стремительно модернизирующихся казахстанских городах способно принести огромный экономический эффект.
Так что доходы придут в будущем — новые технологии, ставшие привычными всем и каждому, окупятся с лихвой. В Алматы пока на новую систему оплаты перешел только электротранспорт — трамваи и троллейбусы. Я сам проехал несколько маршрутов и пришел к выводу — штука удобная и практичная. Прикосновение карточкой к валидатору занимает одну-три секунды. Кондуктор возится, помнится, секунд тридцать. Но и сегодня, если хочешь заплатить деньгами — пожалуйста, валидатор принимает «живые» деньги и дает сдачу. Правда, это займет еще секунд десять. Моментальная оплата заметно уменьшает время прохождения в троллейбус. Есть еще и третий способ: не нравится тебе возиться с электроникой — можно купить проездной билет и ездить со всем удовольствием.
Карточки для проезда можно купить во многих магазинах, на остановках, а в многочисленных автоматах, установленных по всем маршрутам, можно в пять секунд пополнить на них баланс. И не надо судорожно, в суете, в дергающемся в пробке транспорте, падая на спину, отыскивать в карманах мелочь и, задыхаясь, через головы пассажиров тянуть ее к грязной ладони кондуктора…
Уже сегодня можно говорить о весомом экономическом эффекте. Начальник ГКП «Алматыэлектротранс» Талгат Абдрахманов не скрывает своего удовлетворения.
— По нашим подсчетам, доходы предприятия увеличились минимум на 20 процентов, — говорит он. — И мы ожидаем, что прибыль еще возрастет со временем. Это весомая добавка к нашему бюджету, которая раньше прямо уходила в карманы недобросовестных кондукторов и контролеров, которые зачастую «работали» в стачке с такими же водителями. Проконтролировать их всех, на всех маршрутах не было никакой возможности. Там часто работали случайные люди. В результате электротранспорт нес огромные убытки, и мы были вынуждены обращаться за дотациями из городского бюджета.
Сегодня электронный чипы и СМАРТ-карты поставили надежный заслон воровству. Мы постарались всемерно облегчить процесс покупки карточек для проезда и их пополнения и будем расширять сеть таких пунктов их обслуживания. Горожане уже оценили преимущества электронного «кондуктора» и, по нашим данным, популярность такого способа оплаты стремительно растет.
Кстати, о кондукторах. Профессия эта уже стала лишней в электротранспорте, но люди не остались без работы. Многие пошли работать в те же пункты продажи, обслуживания и распространения карточек. Иным пришлось переквалифицироваться — стали техниками по тем же валидаторам, то есть, перешли на новый, более высокий технический уровень работы.
Но некоторые не смирились с потерей «денежного потока», струйка от которого приятно пополняла личный карман. Талгат Абдрахманов рассказал, что в Алматы отмечены случаи появления в троллейбусах и трамваях «кондукторов — самозванцев».
— Появляется такой субъект в вагоне и объявляет: валидатор сломался, готовьте денежки, граждане… — рассказывает начальник «Алматыэлектротранса». — Конечно, все это ложь и афера, таких лже-кондукторов мы ловим и передаем полиции.
Но и горожане должны твердо знать: в трамваях и троллейбусах Алматы сегодня кондукторов нет и быть не может. И не поддаваться на ухищрения аферистов. В акимате южной столицы есть планы перевода на новую систему оплаты и автобусов, но это свершится в лучшем случае до конца текущего года.
Так что электроника все увереннее занимает свое место в сфере обслуживания южной столицы.

Фото с сайта www.аircd.com.ru