Крайне важно
Недовольство людей с ограниченными возможностями вызвано работой такси для инвалидов, организацией которой с начала мая занимается новая фирма. Компания из Алматы победила в конкурсе на обеспечение таких услуг по перевозке. С первых же дней инвалиды стали выражать возмущение в отдел соцзащиты акимата города. Они не понимают, почему в большинстве случаев получают отказ от диспетчеров и почему не принимаются заявки на вечернее время и выходные. И по какой причине предоставляются автомобили, в которые входит лишь одна коляска, тогда как прежний перевозчик вмещал в салон до четырех. К тому же новое инватакси предлагает пять микроавтобусов против десяти, что выпускал на рейд павлодарский организатор поездок.
Елена БЕРЕТ рассказывает, что после того, как ее ныне 29-летний сын Валентин в дорожной аварии стал инвалидом, он теперь нуждается в ежедневных выездах на иглоукалывание – иначе у него исчезает глотательный рефлекс:
– Получил перелом основания черепа. Не может сам вставать, поворачивать голову, кушать. Иглы – единственное, что помогает. Но с начала мая не можем нормально выезжать на лечение. При приеме пищи приходится вталкивать ложку и драть горло.
Павлодарка говорит, что до мая проблем с поездками не было, а теперь приходится по 40 минут ждать на улице опаздывающее инватакси, при этом чаще семья получает отказ:
– Какие были славные раньше ребята-водители. Не давали мне таскать коляску. Мы бьемся не за старого перевозчика, а за нормальную жизнь.
Валерий ГАЙДАДЫМ, несмотря на то что с детства прикован к инвалидной коляске, работает каменотесом и трижды в неделю посещает на тренировки по силовому троеборью. Но в большинстве случаев получал в мае отказ от инватакси.
Когда неуместен дешевый подход
Прежним перевозчиком было павлодарское общественное объединение “Сострадание”. О его нынешнем руководителе – инвалиде-колясочнике Елене ЮРЧЕНКО – “КАРАВАН” писал неоднократно. Она билась в суде с железнодорожниками из-за отсутствия элементарного комфорта для инвалидов в поездах (“Хоть на коляске езжай в Астану”). Заявляла о проблемах с реабилитацией здоровья лиц с ограниченными возможностями ( “Инвалиды все еще надеются”). Составила карту доступности объектов Павлодара для колясочников (“Вне зоны доступа”). Четыре года она работала в диспетчерской службе инватакси, а три года назад сама выступила в роли организатора перевозок:
– Мы первыми в Павлодаре начали возить инвалидов в субботу, воскресенье. В будни работали до 20.00, а раньше было только до 16.00.
Елена говорит, что ранее микроавтобусы были переоборудованы так, что вмещали до четырех колясок. Это позволяло принимать заявки от 100 человек в день в обе стороны.
– Нынешние возят по одной коляске. В первые дни принимали не более 10 заявок!
По данным Юрченко, алматинский перевозчик предложил на обслуживание на шесть миллионов тенге меньше, поэтому и признан победителем конкурса. Она говорит, что теперь 10 водителей и 4 диспетчера, сотрудничавшие с ней, остались без работы.
– Я вела строгий отбор, поэтому все их любили, ценили.
Елена подала жалобы в органы финконтроля на решение конкурсной комиссии и считает, что ряд характеристик нынешней фирмы-перевозчика не соответствует технической спецификации. Десятки инвалидов пытались добиться ответа у главы отдела занятости и социальных программ Павлодара Кайрата НУРМАГАМБЕТОВА, а затем подписались под жалобой в областной акимат.
– Инвалиды говорят, что специализированные такси – низкие (люди упираются головой в потолок. – Прим. автора). Может, стоит делать госзаказ не на один год, а сразу на три. Ранее действующий перевозчик за три года набил руку, – отметила “КАРАВАНУ” заместитель руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Гульнара КАМАЛОВА. По ее словам, аким Павлодара Болат БАКАУОВ на встрече с инвалидами пообещал в течение нескольких дней промониторить ситуацию. В том числе жалобы на отказ приема заявок и неудобство транспорта.
Павлодар