Тогда не придется задавать глупые вопросы по поводу отсутствия тротуаров, проваливающейся брусчатки, засыхающих газонов и прочих городских “прелестей”.
Подобное уголовное дело недавно завершилось и пополнило базу “бестселлеров” с главными героями – сотрудниками отдела акимата и подрядчиками. Это не триллер и не детектив – скорее трагикомедия, раскрывающая занятные детали госзакупок в секторе ЖКХ.
Один – за всех
Уголовный суд Павлодара приговорил к 3 годам лишения свободы гражданина Алтаева (фамилия изменена, так как приговор обжалуется. – Прим. авт.) за мошенничество в крупном размере.
По утверждению стороны обвинения, он нагрел руки на 3 тендерах по ремонту и благоустройству коммунальных объектов.
Индивидуальный предприниматель в 2019 году взялся привести в порядок один сквер, территорию за Домом культуры им. Естая, а также участки вдоль поликлиники № 3 и онкоцентра. Из бюджета на это дело выделили более 60 миллионов тенге. Средства выплатили в полном объеме, а бордюров, тротуаров, детских площадок и другого ревизионная комиссия недосчиталась на 6 с лишним миллионов. Начались проверки, разбирательства, подключились правоохранительные органы, и, наконец, оглашен обвинительный приговор – осужденный взят под стражу. Впрочем, г-н Алтаев своей вины категорически не признал и уже подал апелляционную жалобу. Изменится ли что-то в его судьбе, пока неизвестно.
А вот показания, данные участниками разбирательства под присягой в суде первой инстанции, топором уже не вырубить. Благодаря им мелковатое по нынешним временам уголовное дело запестрело интересными деталями, проливающими свет в целом на особенности проведения тендеров. Выяснилось, например, что сам индивидуальный предприниматель не имел в распоряжении какой-либо техники и постоянных строительных бригад и нанимал их при необходимости. Такая необходимость возникала регулярно, ведь, хотя сам он конкурсы госзакупок, организованные городским отделом ЖКХ, не выигрывал, его часто привлекали на субподряды. И в этот раз заказы принял от двух фирм, которые стали победителями, но самостоятельно ремонтно-строительные работы не проводили, так как занимались объектами в других регионах страны! Поэтому директора ТОО “ВЕГА МАКС ПЛЮС” и ТОО “BI-KOMPANY ASTANA”, обговорив с Алтаевым условия работы и денежных расчетов, полностью доверили последнему свои павлодарские заказы вместе с правом подписи. Из оплаты оставляли себе часть для выплаты налогов и в качестве прибыли. Качество выполняемых проектов, судя по всему, их не очень волновало.
Когда примерно через год начались проверки, то выяснилось, что Алтаев сам составлял акты готовности. При этом вписывал в документы неустановленные бордюры, фигурную брусчатку, игровые комплексы и тротуары.
Во время следствия он частично признал приписки, но объявил, что вынужден был пойти на нарушения. По его словам, средств ему на всё попросту не хватило – якобы цены на стройматериалы поднялись, а подрядчики снижали стоимость услуг ради побед в конкурсе. На какую именно сумму он самостоятельно урезал объемы работ, Алтаев не уточнил.
Широко закрытые глаза
Не знали этого директора выигравших тендер предприятий и даже сотрудники отдела ЖКХ. Поскольку… верили на слово мужчине и ставили подписи в актах готовности, не удостоверившись в правдивости его слов. На стройплощадках все заинтересованные лица появлялись редко и проводить обмеры не удосуживались. А ведь за каждым конкурсным объектом закреплен главный специалист сектора благоустройства и озеленения отдела ЖКХ, который заверяет акт готовности только после выезда на место ремонтно-строительных работ и тщательной сверки. После чего ту же процедуру должны провести руководитель сектора и курирующий заместитель отдела ЖКХ. Такая надстройка создана, чтобы исключить ошибки и махинации. Но вот что рассказал суду бывший сотрудник отдела Канат КАПСАТТАРОВ.
“За мной был закреплен контроль этих 3 объектов, – поведал он. – Вместе с тем за мной числились и другие объекты, а также меня часто вызывали по рабочим вопросам в отдел, и поэтому я физически не успевал контролировать. Периодически я приезжал, видел, что действительно проводились работы, поэтому подписывал акты готовности”.
Руководителей ТОО “ВЕГА МАКС ПЛЮС” и ТОО “BI-KOMPANY ASTANA” на площадках, по его словам, не было. Из ОЖКХ на место выезжали заместитель руководителя и заведующий сектором благоустройства и озеленения. При этом они не производили обмеры.
Перед тем как подписывать акты, спрашивали у субподрядчика, действительно ли всё выполнено? На что последний отвечал, что да.
И только после того, как возбудили уголовное дело и судебной строительно-экономической экспертизой были установлены приписки, все вдруг поняли, что попались на обман.
Еще 7 человек из акимата рассказали примерно то же самое. Они друг за другом ставили подписи, видя, что это сделали коллеги. А руководитель отдела ЖКХ заверял справки о выплате денежных средств, глядя на оформленные акты готовности. Директоров фирм-подрядчиков это тоже лишний раз убеждало, что всё в порядке. Они получили деньги и перечисляли положенное своему партнеру. То есть по делу о мошенничестве все они оказались в роли жертв. Ладно бы, если бы за свою простоту все они поплатились деньгами из собственного кармана. Нет, после подписания каждого акта готовности на счета отправлялись исключительно бюджетные средства. Город же недосчитался бордюров, тротуаров, газонов, детских площадок только по этим 3 проектам. А сколько вреда нанесли доверчивые чиновники за долгие годы? Сказать сложно.
ПАВЛОДАР