В связи с этим он вспомнил о дисциплинарных советах, которые лучше вывести из областного подчинения, передать Агентству по делам госслужащих.
Помнится, несколько лет назад эти советы работали очень активно. Чиновников вызывали на ковер, снимали с работы, передавали дела в суды. Правда, в основном за взятки, лоббирование и участие в теневом или частном бизнесе наказывали замов районных акимов и других представителей власти невысокого ранга.
Но потом как-то стихли и такие дела. То ли чиновники стали честнее, то ли дисциплинарные советы устали…
Теперь президент предлагает усилить контроль за деятельностью государственных служащих, перевести финансирование дисциплинарных советов из областного бюджета в центральный, укрепить юридическими кадрами, а не устраивать туда чиновников предпенсионного возраста.
К более активной работе призвал глава государства и Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями. А чтобы оно стало более самостоятельным и независимым от исполнительных органов, он намерен перевести его в прямое подчинение президента.
Но вместе с ужесточением требований к этике и качеству самой деятельности госслужащих предполагается и увеличение их зарплаты. А число их сократят благодаря тому, что на место чиновника старого образца в аппараты придут современные менеджеры.
Впрочем, уже и сейчас наша модель госслужбы оценивается в странах СНГ как весьма продвинутая. На недавней международной конференции в России, обсуждавшей административную реформу у соседей, было заявлено, что многие страны берут нашу модель на вооружение.
Соседей заинтересовала деятельность Агентства по делам госслужбы, созданного в Казахстане. Как и в других странах Содружества, еще несколько лет назад у нас государственными служащими и всем, что связано с «государевой службой», занимались несколько министерств. Трудовыми отношениями занималось министерство труда, проверками — министерство юстиции или прокуратура, оплату труда курировало Министерство финансов. Теперь есть единое ведомство — Агентство, подчиненное главе правительства.
Интересен и казахстанский опыт по разделению государственных должностей на политические и административные. К политическим относятся министры, их замы, руководители других ведомств и органов и акимы всех уровней. Но теперь их смещение с поста не является причиной для смены всего кабинета или управленческого аппарата. Конкурсный отбор на свободные вакансии, практикуемый в нашей стране, — также пока редкая практика в ближайших республиках.
Бороться с коррупцией и нарушениями закона можно разными способами. Самый действенный — когда для нее просто нет условий. Поэтому президент объявил о введении с этого года в Астане и Алматы практики единого центра обслуживания населения, когда в одном «окне» можно будет без волокиты и негласной платы получать удостоверение личности, справки, РНН, водительские права и другие документы.
Качество государственных услуг должна повысить и стартовавшая в этом году реализация трехлетнего проекта электронного правительства. Планы глобальные — создание информационного общества, перевод на интерактивное общение между ведомствами и внутри ведомств, между госслужащими и гражданами, налогоплательщиками и фискальными органами.
Будут и другие подобные электронные блага. Программа мощная, республиканская, но скептиков в первую очередь интересует, как сможет войти в «паутину» добрая половина населения страны — сельчане, жители глубинок, где компьютер еще не стал обычным атрибутом конторского и домашнего интерьера.
Рапортуя об информатизации школ, чиновники тоже часто говорят о повсеместном подключении к Интернету. Хотя на практике в лучшем случае в общеобразовательных учреждениях есть один класс информатики, а сеть до недавнего времени была только у избранных. В сельских же школах даже преподаватели не знают, как подойти к компьютеру, и кое-где до сих пор он просто красуется в роли сувенира в приемной директора.
Впрочем, в алматинских школах действительно наступил век Интернета. Почти две сотни школ и лицеев подключены к единой школьной корпоративной сети «School net». Правда, это только внутригородской образовательный портал, который позволяет создавать внутришкольные локальные сети, проводить олимпиады между школами, семинары, открытые электронные уроки. В скором времени к сети подключатся библиотеки и другие образовательные и культурные учреждения южной столицы.
Инфраструктуру электронного правительства создать, конечно, намного сложнее. Надо организовывать портал е-правительства, удостоверяющий центр, интегрировать в одно целое ресурсы и системы центральных органов, министерств и ведомств.
Должна быть создана единая транспортная среда, так называемая ЕТС, на которую выделяются огромные средства. А это означает обеспечение доступа к сети не только служащих, но и всех граждан. Пока же при нынешних тарифах на услуги Интернета это могут позволить себе далеко не все. Даже при условии, что услуги электронного правительства будут предоставляться бесплатно, платить надо будет лишь за время нахождения в Интернете. Словом, проблем много, но специалисты по информатизации и связи, руководители специального агентства полны оптимизма.
А начнется программа со следующих нововведений: подача налоговых деклараций, отчисление пенсионных взносов через сеть в режиме реального времени. Среди первых мероприятий — внедрение автоматизированного контроля таможенных грузов. Пилотный проект будет осуществляться в Астане, и только потом опыт станут распространять по другим регионам, внедряя единую систему.
Одним из результатов введений должно стать сокращение процесса прохождения документов и корреспонденций в коридорах власти и управления. К тому же предприниматели смогут общаться с таможенными и налоговыми органами, не вступая в контакт со служащими, получать различные документы, подписи, разрешения без обращения непосредственно к чиновнику. Таким образом, уменьшатся возможности для коррупции, взяток и кумовства.
В рамках программы и разработка единой платежной карточки пользователя. Возможно, это будет совмещение обычной кредитки, удостоверения личности и биометрических данных. Все это позволит одновременно пользоваться услугами банковской системы и электронного правительства. Конечно, ее приобретение должно быть по карману потребителям. Так же, как и сами Интернет-услуги. Пока их стоимость намного превышает возможности среднеобеспеченного казахстанца. У нас совсем не применяется такая форма оплаты, принятая в западных странах, как месячный абонемент. Мала пока конкурентная среда на этом рынке, что могло бы повлиять на снижение тарифов.
Немало сложностей вызовет и то, что у нас нет единых стандартов программирования и оборудования, в министерствах и учреждениях они разные. Стандарты еще только намерены создавать, и это тоже потребует немалых расходов из государственного бюджета и частного кармана.
Другой проблемой станет преодоление так называемого информационного неравенства. Более сорока процентов казахстанцев живут в селах, где до сих пор случаются проблемы со светом, не говоря уже о том, что там и не пахнет элементарной компьютерной грамотностью. Правительство планирует восполнить этот пробел. Информатику сделают одним из основных предметов в вузах и колледжах, создадут электронные учебники, откроют курсы для государственных служащих.
Через три года предполагается подключить к Интернету все школы республики. Государством выделяются на это деньги, что подтверждено программой развития образования. Предусматривается даже льготная продажа компьютеров, покупка их в лизинг, с тем, чтобы даже имеющие минимальные доходы могли себе позволить это приобретение.
Если все, что запланировано, получится, то для некоторых слоев населения скоро не станет волокиты в чиновничьих кабинетах, очередей к различного рода инспекторам и начальникам, а любую справку, разрешение или документ можно будет получать, не отходя от компьютера. Мечта это или совсем недалекая реальность, увидим скоро.
По крайней мере, первые шаги должны будут сделаны до следующего ежегодного обращения президента к парламентариям и гражданам.