Но частенько слуги народа предпочитают отмалчиваться, хотя это прямое нарушение Закона о СМИ!
Не пора ли Казахстану обзавестись своим омбудсменом для прессы, как в европейских странах?
Иногда от быстрого и точного ответа чиновника зависит судьба героев статей. Люди обращаются в редакцию за помощью, они надеются, что хотя бы после публикации чиновники обратят внимание на их проблемы.
И ведь должны обращать, не имеют права игнорировать!
Согласно Закону о СМИ журналистам должны отвечать на запросы в течение трех дней. Но, как показывает практика, закон этот работает не для всех. Некоторые ведомства руководствуются собственными внутренними постановлениями, которые позволяют им “думать” над ответом порой целый месяц! Есть и такие, что вообще не обращают внимания на запросы.
Какой пример подает Премьер?
Так, например, мы трижды обращались на блог Премьер-министра Карима МАСИМОВА с просьбой ответить на вопрос о селеопасной ситуации на Хоргосе в прошлом году, но ответа так и не получили. Наш запрос переправили министру ЧС Владимиру БОЖКО, но и тот последовал примеру Премьера – отвечать не стал… Лишь спустя год он во всеуслышание объявил об опасной ситуации, сложившейся в международном центре приграничного сотрудничества “Хоргос”, которому угрожает ледниковое озеро Капкан. Прорыв, мол, может нанести большой ущерб уже существующей инфраструктуре, нужно срочно строить защитные сооружения… А ведь “Караван” уже давно бил тревогу!
В рядах “молчунов” и президент НАК “Казатомпром” Владимир ШКОЛЬНИК, он проигнорировал вопросы газеты о планах строительства в Усть-Каменогорске металлургического производства по выпуску солнечных батарей.
По данным международного фонда защиты слова “Адил соз”, в 2011 году отказы и ограничения в предоставлении общественно значимой информации получили 325 журналистов.
Вся надежда на омбудсмена?
Возможно, в Казахстане пора уже ввести омбудсмена для прессы по примеру европейских стран?
Например, в Швеции действует совет по прессе, он был создан в 1916 году редакторами газет, общественными организациями и не зависит от государства. Практически этот орган выполняет роль суда в вопросах, которые касаются опровержения статей и жалоб на сами газеты.
Институт омбудсмена был создан там в 1969 году, назначается омбудсмен специальным комитетом, в который входят депутаты, представители прессы, известные юристы. Причем защищает омбудсмен как прессу, так и граждан от искажения фактов и ложной информации.
В Европе создание института омбудсменов является обязательным требованием для всех стран – участниц союза.
В Казахстане же нет такого ведомства, которое бы занималось защитой прав журналистов и могло бы урегулировать вопросы, возникающие в ходе работы СМИ. Например, призвать к ответу тех же чиновников, которые игнорируют официальные запросы, или решить, насколько обоснованны обвинения в оскорблении чести и достоинства, в истребовании с прессы многомиллионных исков за моральный вред.
Так что назрела необходимость в создании института омбудсмена и в Казахстане.
Президент фонда “Адил соз” Тамара Калеева:
– Нужен орган, который бы занимался защитой прессы. Прокуратура должна защищать нас наравне со всеми другими гражданами, но СМИ и прессса – это отдельный общественный институт. Поэтому орган, который бы защищал прессу, необходим. Но важно, в каких условиях будет действовать этот омбудсмен. Это должен быть человек компетентный, независимый по духу и по статусу.