Сенат США, вслед за палатой представителей конгресса, одобрил предоставление президенту Соединенных Штатов особых полномочий, касающихся возможного начала военных действий против Ирака. Как отмечает международная пресса, эти полномочия даже больше тех, что одиннадцать лет назад получил Джордж Буш-старший для тогдашней войны с Багдадом.
Похоже, что новая война в Персидском заливе становится абсолютно неизбежной, не смотря на то, что ее идея даже среди ближайших западных сторонников США не находит всеобщего одобрения, а Россия и Китай однозначно против этого.
Казалось бы, что нам до того? Но только на первый взгляд Казахстан отдален от этих событий географически и геополитически. С прошлого года, после прихода в центральноазиатский регион военных США, любые важные события, в центре которых окажутся американцы, способны ощутимо затронуть и нас, пусть даже косвенно. Чего же можно ожидать в случае начала американско-иракской войны?
Конечно, многое будет определяться ее ходом и итогами, но скорее всего Багдад будет быстро разгромлен. Слишком неравен, абсолютно несопоставим военный и экономический потенциал противников. После этого геополитическая картина Азии изменится радикально. Во-первых, разгром Багдада и оккупацию Ирака наверняка очень плохо воспримут в Иране. Американо-иранские противоречия известны не меньше, чем американо-иракские, и Иран был назван президентом Бушем в числе стран «оси зла». Можно предположить, что Тегеран начнет усиленно готовиться к возможному в обозримом будущем нападении и на него. А у Ирана уже есть ракеты достаточно дальнего радиуса действия. Такой расклад не будет способствовать успокоению в Азии.
Но в большей степени коснется Казахстана вероятная реакция на разгром Ирака со стороны Китая. Очередная победа США усилит их стратегические позиции во всей Азии. Военные базы в Саудовской Аравии, оккупированный Ирак и Афганистан, лояльный к Вашингтону Пакистан, базы в Узбекистане, Киргизии, Южной Корее и Японии, флот в Индийском и Тихом океанах делают американские позиции в Азии настолько прочными и завязанными в эффективную систему потенциального военного воздействия, что это в значительной мере нивелирует главное на сегодня преимущество китайской армии — ее лидерство по численности. Реакция Пекина будет многоплановой, но для Казахстана наиболее важным станет такой вероятный шаг китайцев, как усиление своих войск, дислоцированных на северо-западе страны, то есть в направлении Средней Азии, Афганистана и Казахстана. Для Китая это станет попыткой противодействия американскому военному присутствию в центральноазиатском регионе. Такой вариант развития событий резко усложнит положение в регионе, сделав его ареной открытого соперничества крупных игроков.
Но не менее ощутимыми чем геополитические станут для Казахстана экономические последствия разгрома Ирака американцами. В американской прессе появилась информация, что после победы над режимом Хуссейна в Ираке будет установлен оккупационный режим подобный тому, что существовал в Японии после второй мировой войны. То есть, управление страной, в том числе и экономическое, будет полностью находится в руках американской военной администрации. Процесс передачи власти «правильному» иракскому гражданскому правительству может занять длительный срок — месяцы, а то и годы. Главным итогом этого управления будет полноценный, крупномасштабный выход иракской нефти на мировой рынок. Политико-дипломатических препятствий для этого не останется, ведь десятилетние международные санкции, ограничивающие экспорт нефти из Ирака, вызваны именно нахождением у власти режима Хуссейна, и после его разгрома санкции автоматически отпадут. Экономические препятствия тоже будут решены: если объекты нефтедобычи и сопутствующей инфраструктуры будут повреждены в ходе боевых действий, то все это будет быстро восстановлено американской «временной» военной администрацией. А поскольку Ирак формально страна социалистической модели и вся нефтедобыча там контролируется государством, а не частными компаниями, то после разгрома этого государства она без каких либо юридических противоречий перейдет под контроль победителей. В итоге США получат то, ради чего, по всей видимости, все это и затевается: полный контроль над нефтедобычей и экспортом Ирака, второй в мире страны по запасам нефти. При чем нефти очень качественной и дешевой по себестоимости. Это именно то, что необходимо американской экономике, переживающей не лучшие времена.
На мировом рынке энергоносителей это вызовет снижение, а скорее всего даже падение, цен на нефть. То, что это не «доморощенные» прогнозы подтверждает недавнее выступление главы российского правительства Михаила Касьянова во время представления бюджета России на следующий год. Тогда Касьянов прямо заявил, что в случае войны в Персидском заливе цены на нефть сначала взлетят, а потом упадут. Ясно, по каким причинам. И формирование российского бюджета учитывало такой вариант. Но учитывай или нет, а долгосрочное снижение цен сильно ударит по всем странам-экспортерам нефти, в том числе и по Казахстану. А если военная администрация США в Ираке будет хотя бы столь же продолжительной, как это было в Японии, то надо говорить именно о долгосрочном снижении.