Чьи интересы лоббирует коалиция "За Казахстан, свободный от табачного дыма"? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чьи интересы лоббирует коалиция "За Казахстан, свободный от табачного дыма"?

Чьи интересы лоббирует коалиция "За Казахстан, свободный от табачного дыма"?

Антитабачная коалиция Казахстана объявила войну малому и среднему бизнесу?

  • 15 Февраля 2019
  • 24245
Фото - Caravan.kz

В конце января минздрав презентовал на “круглом столе” в Астане поправки в Кодекс о здоровье нации. “Главврача” страны Биртанова там не было. Подозреваю, что Елжан Амантаевич постеснялся принять участие в этом шоу. “Под танки” общественности он бросил заместителя председателя комитета охраны общественного здоровья Нуркана САДВАКАСОВА. Правильное решение. Но половинчатое.

Неутомимый воин с курением – босс Национальной коалиции “За Казахстан, свободный от табачного дыма” (она же председатель Евразийской антитабачной коалиции) Джамиля САДЫКОВА уже полтора десятка лет травит курильщиков своими инициативами. До “трубки мира” с оппонентами ни разу не снизошла. Меры у нее исключительно репрессивные.

В этот раз через минздрав она предложила закрыть абсолютно все курилки в кафе, ресторанах, аэропортах, вокзалах, клубах и прочих заведениях массового пользования.

Противница табака также предлагает убрать сигареты из газетных киосков. Во-первых, это-де провоцирует граждан на затяжку-другую. Во-вторых, там детям сигареты продают. Сама, что ли, видела и за руку поймала? Нет, конечно. Опять голословные обвинения? Кстати, Садыкова утверждает, что ежегодно в Казахстане в результате курения умирает около 25 тысяч граждан. Смерть – это вообще сумма факторов. Табак – да, один из них. И вообще все мы смертны… Но где доказательство, что именно от сигарет?

Далее – запретить курение в общественных местах.

Что такое “общественные места” – ни в одном казахстанском нормативном документе не сказано. Что-то есть про улицы, парки, дворы, места отдыха… Если следовать логике г-жи Садыковой, “общественными местами” можно назвать всю территорию Казахстана. А куда девать курящих иностранцев, которых в рамках развития туристической отрасли мы всеми силами пытаемся затащить к нам погостить?

Кстати, на территории воинских частей и мест лишения свободы, где курилки оборудованы капитально, на века, уважаемая Джамиля Женисовна покуситься почему-то не рискнула. Какой-то внутренний фильтр сдерживает?

Ну и самое “вкусное”: запрет на продажу табачных изделий в маленьких магазинчиках в радиусе 100 метров от учреждений образования. Сергей Туник о бесполезности борьбы с курением в Казахстане

Ни газет, ни сигарет?

Начнем с киосков. В цивилизованной Европе газетам там сопутствуют жвачки, сигареты, напитки разной степени полезности, “канцелярка”, проездные карточки, фастфуд и прочая дребедень. Такой же набор – в киосках стран Юго-Восточной Азии. Включаем логику. Если убрать курево из киосков – куда пойдет за ним покупатель? Правильно. В супермаркет, где газет нет. Потому что продавать там бумажные СМИ не-вы-год-но. Получается, г-жа Садыкова сознательно отталкивает соотечественников от информации?

Специально для Джамили Женисовны и минздрава сообщаю: ни в одной стране Евросоюза нет ограничений на продажу курева в газетных киосках.

В ряде стран ЕС продажа сигарет для поддержки печатных органов закреплена законами. И никакая ВОЗ этим государствам тут не указ. В Италии у пресс-киосков вообще это право продавать сигареты закреплено давно. В Австрии через киоски сети “TabakTrafik” продают почти 52 процента изданий страны. В Скандинавии, на Балканах – такая же практика. Кстати, недавно в российскую Думу внесли законопроект, согласно которому в стране будет расширена сеть киосков. Это, с одной стороны, чтобы поддержать малый и средний бизнес, а с другой – обеспечить гражданам доступ к информации.

Еще раз специально для Садыковой Д. Ж. сообщаю: в Алматы за последние два года закрыли более 400 киосков, где продавали газеты, сигареты, жвачку, напитки, шоколадки и прочие товары.

От каждого кормились минимум две семьи. Джамиля Женисовна, вы придумали, как их трудоустроить? Точка, где продают только газеты, – изначально убыточная. Вы не в курсе? Президент страны призывает всячески поддерживать предпринимательство. А вы против? Кстати, в южной столице осталась только сеть киосков “КАРАВАНА”.

Жевать и пить, но не курить

Запрет на курение в кафе, ресторанах, барах, клубах и т. д. Если верить статистике, после этого в основных туристических странах Европы – Испании, Португалии, Италии, Греции, Франции, Германии – закрылось от 15 до 24 процентов заведений общепита. Потому что доходы упали на 35–40 процентов. Несом­ненный удар по малому и среднему бизнесу! В результате безработных только в Испании стало 330–350 тысяч. В Португалии – почти 200 тысяч. Закурили они после этого с горя или нет – другой вопрос. Года три назад я был в Лиссабоне.

Две кафешки рядом: в одной курить можно, в другой – нет. Угадайте, почему там, где я сидел, истошно гоготала толпа немцев, а хозяин второй угрюмо бродил между пустыми столиками?..

Гонконг, полдень, ресторан национальной кухни. Зал для курящих – справа. Для “не-” – налево. Нормально. Как туалеты для дам и джентльменов. Никто никому не мешает. При этом штраф за курение в неположенном месте – 500 местных долларов. А “положенных” мест там много. Я был внимателен и аккуратен. Поэтому не пойму логику г-жи Садыковой: почему нельзя установить места, где можно дымить? При этом она всегда ссылается на личную библию – Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения. А насколько эта конвенция соответствует законодательству РК и правам человека?

Да, и почему в Испании и Португалии рестораторам опять разрешили устроить курилки в своих заведениях? Может, потому что не все рекомендации ВОЗ полезны для экономик стран мира?

– За 10 лет всего два процента рестораторов Казахстана удосужились организовать курилки. Это мертвая норма, она не используется, – голосила на “круглом столе” г-жа Садыкова в Астане в конце января.

Это официальная статистика или опять домыслы? Или Джамиля Женисовна сутками лично следит, в каких ресторанах и кафе курят?

Юрист казахстанской ассоциации HoReCa (отели, рестораны, кафе) Куаныш САРСЕНОВ утверждает, что оборудование курительных комнат обошлось заведениям в среднем в 800 тысяч тенге.

Если их закрыть – расходы покроют некурящие? Потому что курящие переберутся туда, где можно дымить? В парке культуры и отдыха Кызылорды запретили курить. Но разрешили пить пиво

Минздрав за отца не отвечает?

Запрет на торговлю куревом в магазинах, расположенных в радиусе 100 метров от учреждений образования. Во-первых, откуда мерить дистанцию? От двери до двери или как-то иначе? Во-вторых, четко не обозначено, что относится к этим “учреждениям образования”. Это могут быть бухгалтерские курсы, языковые курсы, изучения Камасутры в конце концов. А они у нас – на каждом углу. В-третьих, если эта мера направлена на защиту детей от дыма, то как быть в случае, если родители дома курят? В-четвертых, продажа сигарет в магазинах шаговой доступности – это 20 процентов выручки. Опять же: одна такая лавка кормит две-три семьи.

Падает доход – снижается уровень жизни людей, снижаются налоги, зато, будьте уверены, начнет расти торговля из-под полы.

Потому что терять время в очереди у кассы ради пачки сигарет никто не станет.

Откуда “дровишки”, или За чей счет продолжается этот банкет?

Недели две назад я выслал г-же Садыковой десяток вопросов. Потом позвонил, поинтересовался: сможет ли ответить? Ответ сразил наповал: “Если сочту нужным”. Не ответила. Я подозревал, что так и будет.

А интересовался я вот чем. Кроме устрашающих картинок на пачках (к слову, Казахстан был первопроходцем в этом шоу в СНГ), 3–4-кратного повышения цен на сигареты, запрета курения на рабочих местах, десятков пресс-конференций и “круглых столов” – чем еще может похвастаться коалиция “За Казахстан, свободный от табачного дыма”? Теле- и радиопрограммы, билборды, видеоролики, публикации в СМИ, десятки буклетов, документальные фильмы?

А где результат? У нас, что, меньше за эти годы стало курильщиков? Нет.

Как дымила треть населения (плюс-минус несколько процентов), так и продолжает. Стало быть, все инициативы противников табака весом в миллиарды тенге (я не ошибся – именно миллиарды) ушли в дым? А за чей счет был банкет, если новые спортивные сооружения не появились? Если минздрав и коалиция якобы бились за здоровый образ жизни и повышали цены на курево, куда дели эти деньги?

Но сначала откуда Джамиля Женисовна их взяла?

Удалось найти несколько цифр. Только в 2015–2016 годах на войну с курением минздрав потратил 385 миллионов тенге. Догадываетесь, кому они достались? Плюс несколько сотен миллионов коалиция Садыковой получала от акиматов Астаны и Алматы. Это деньги налогоплательщиков – курящих и некурящих. И это только верхушка айсберга. При этом г-жа Садыкова упорно не желает раскрывать свою бухгалтерию: от кого и сколько получила на проталкивание и реализацию своих инициатив (чаще всего через тендеры. Причем даже “путем закупок из одного источника”).

Лет 8–9 назад, когда Джамиля Женисовна судилась с одним СМИ, была вынуждена признаться: да, были еще гранты от Всемирной организации здравоохранения, от каких-то канадских, американских фондов, которые ставили грантополучателю определенные лоббистские задачи. Цена вопроса – 10–15 тысяч долларов. А взять, например, американский фонд “Bloomberg Initiative”. В 2007–2008 годах коалиция получила от него 106 тысяч долларов. Помните, какой тогда был курс тенге? Поэтому не только мне интересно: насколько эффективно были потрачены все эти деньги? Где отчетность? Что выиграли бюджет страны и здоровье казахстанцев от бурной деятельности коалиции “За Казахстан, свободный от табачного дыма”? Или выиграл только один какой-то конкретный некурящий?

Справка “КАРАВАНА”

В 2015 году, когда тенге отправился в свободное плавание, Садыкова предложила повысить акциз на сигареты и алкоголь на 49 процентов, “что позволит полностью восполнить дефицит бюджета, возникший из-за снизившихся цен на нефть”. С ума сойти! В Португалии, которая нефть не добывает, до этого никто не додумался. И в Гонконге с Сингапуром тоже.

Также наша героиня однажды заявила, что устрашающие картинки на пачках сигарет ежегодно будут снижать количество курильщиков в Казахстане на 3–5 процентов. Интернет и статистика опять играют против нее.

Минздрав зря не предупредил

В сентябре 2017 года Джамиля Женисовна устроила шоу в эфире КТК: “Мы должны сделать всё, чтобы сигареты стали недоступны для людей… Они должны стоить, как в Европе – 10 евро и выше… Цена пачки должна подняться до 1 200 тенге… У нас госбюджет получит 184 миллиарда тенге дополнительно. Это невероятный источник дохода!”.

Уму непостижимо. Какой сумасшедший при наших средних зарплатах купит пачку сигарет по такой цене? О каких источниках дохода в бюджет страны говорит противница табака? Эксперты: необходимо учитывать интересы курильщиков в вопросах регулирования курения

Рядовой курильщик, который живет на реальную зарплату, а не на гранты и удачные тендеры, никогда не отдаст такие деньги за сигарету. Странно, почему г-жа Садыкова ни разу не выступала за то, чтобы поднять зарплату врачам – хотя бы за счет повышения цен на курево? Или у нее другие цели?

Ну и последнее. Подозреваю, что идея закрыть киоски, которые продают газеты и сигареты, неспроста появилась. Меньше людей будут знать о косяках, которые допускает коалиция имени Садыковой.

Не исключаю, что она лоббирует зарубежные фармацевтические интересы. И не исключаю, что вообще против отечественного предпринимательства.

Зря, что ли, так скрывает свою финансовую отчетность? Нет дыма без огня?

АЛМАТЫ