Четвертый НПЗ: где, когда и за сколько - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Четвертый НПЗ: где, когда и за сколько

Четвертый НПЗ: где, когда и за сколько

В Казахстане будет построен четвертый НПЗ. Когда, где, за сколько, кто, какое сырье использовать, какой продукт производить – все это станет известно до конца марта, пообещал министр нефти и газа Узакбай КАРАБАЛИН в минувший понедельник.

  • 31 Января 2014
  • 7077
Фото - Caravan.kz

На совещании в правительстве министр был вынужден выслушать жесткую критику Премьер-министра Серика АХМЕТОВА. Оказалось, что в программе развития Министерства нефти и газа нет четких указаний, когда будет построено то или иное предприятие. А четвертый НПЗ вообще запланировали заложить в 2020 году. Сами техзадания для самого мощного министерства и нацкомпании “КазМунайГаз” были занижены.

Пока МНГ будет разрабатывать свои проекты, можно поговорить о проблемах, которые надо решить министерству, прежде чем начать подготовку проекта.

Место

Главный вопрос, на который надо ответить, – “Для чего?”. Из ответа можно понять, где будет построен новый НПЗ, какое сырье будет использовать и во сколько он обойдется.

Страна нуждается в больших объемах бензина, дизельного топлива, не хватает авиакеросина – это нонсенс, мы нефтедобывающая страна, надо немедленно строить новые нефтеперерабатывающие заводы, – сказал Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ, озвучивая Послание народу Казахстана.

Исходя из этого, главная задача нового завода – обеспечение внутреннего рынка. Тогда его выгоднее построить на пересечении магистрального нефтепровода и магистральных путей. Доставка сырья нефтепроводами гораздо дешевле, чем готового топлива по железной дороге. Таких участков в стране несколько. Наиболее оптимальный – в районе озера Балхаш, где проходит нефтепровод Атасу – Алашанькоу, а железные дороги позволяют обеспечить ГСМ два основных региональных рынка – Алматы и Астану. Там и до южных соседей недалеко – излишки топлива можно предложить Киргизии и Таджикистану.

Цена

Это самый тяжелый вопрос, который надо решить МНГ вместе с Агентством по регулированию монополий, Агентством по защите конкуренции и Министерством финансов. Новый завод должен обеспечить топливную независимость страны, но по приемлемой цене. И здесь главную роль должно сыграть государство.

– Разница между поставками нефти на внутренний рынок и внешний – в несколько раз. Поставляя нефть на НПЗ, нефтяные компании теряют большие деньги. И если пересчитать цены на ГСМ, по которым нам его продают, исходя из реальных цен на нашу нефть, то они были бы на уровне 200 тенге за литр, – рассказал “Каравану” эксперт Ассоциации приграничного сотрудничества Марат ШИБУТОВ.

“Караван” уже писал, что в структуре цены на бензин основной расход – почти половина – это сырье. А вот акциз составляет всего 1,2 процента. Кроме того, сырая нефть, газ и конденсат, реализуемые внутри страны, облагаются НДС по ставке 12 процентов. Если продают за рубеж, то такой оборот не подлежит обложению НДС. Но действует экспортная пошлина – 60 долларов за тонну сырой нефти.

Поэтому нефтедобывающие компании предпочитают продавать нефть за рубеж.

В России ситуация обратная: здесь акциз, который берется с розницы, составляет 15–16 процентов от цены топлива, а вот расходы на нефть – около 30 процентов. Но размер акциза на экспорт нефти выверен так, что позволяет одинаково выгодно продавать ее и внутри страны, и на экспорт.

Такая схема может быть принята в Казахстане, и продавцы нефти будут снабжать заводы сырьем более стабильно. Но для этого Министерству нефти и газа и Министерству финансов придется разработать такую систему налогообложения, которая сделает поставки казахстанской нефти выгодными для наших добывающих компаний.

Сырье

Парадокс: Казахстан – нефтедобывающее государство, но 60 процентов ГСМ мы получаем из российской нефти или непосредственно из России. На Казахстан работает Омский НПЗ, а два основных казахстанских завода – Павлодарский ПНХЗ и Шымкентский PKOP – работают на сырье из Восточной Сибири. Соответственно технологии заводов тоже заточены под переработку этой более легкой нефти.

Казахстанское сырье тяжелее. В его составе больше серы, парафина, больше растворено минеральных веществ. Некачественную сталь такая нефть разъедает. Поэтому из нее получается пока больше мазута, чем бензина и керосина.

В принципе, все технологии переработки нашей нефти разработаны и нашим предприятиям доступны. Другое дело, что они дороже и сложнее в эксплуатации. Но и это не проблема. Деньги у того же “КазМунайГаза” есть (о чем говорят его отчеты), технологии уже освоены на примере завода “Ромпетрол” в Румынии. Нужно только желание.

Еще один вопрос: как заставить нефтекомпании оставлять нефть на наших НПЗ? Простой пример. Суммарная мощность трех казахстанских НПЗ – больше 20 миллионов тонн нефти в год. В реальности перерабатывается в 2 раза меньше. Главная проблема – неравномерность поставок сырья на НПЗ. Из-за этого они работают в режиме “разгон-остановка”. Оттого и лихорадит наш рынок.

Министерство нефти и газа уже разрабатывает несколько вариантов решения этой проблемы. Так, предлагается предоставлять новые права на недропользование на условиях приоритетных поставок сырья на внутренний рынок. Или минимизировать потери для действующих производителей нефти, которые будут поставлять ее на внутренний рынок. Наиболее радикальное предложение – совершенствование системы ценового регулирования по нефтепродуктам и газу с учетом рыночных процессов.

Альтернатива нефти

С другой стороны, мы все привыкли, что бензин и дизельное топливо обязательно должны делать из нефти. На самом деле ГСМ можно делать из угля, дров, газа, торфа или сланца – словом, из всего, что горит.

– В Казахстане ГСМ вполне можно делать из попутного газа и конденсата, тем более у нас всегда была проблема с их утилизацией, – считает М. Шибутов. – Да и на западе страны они в избытке.

Так, например, в Украине сегодня десятая часть всего топлива вырабатывается из газового конденсата на Шебелинском ГПЗ. Примерно столько же в России, где его производит уже с десяток НПЗ. А в Казахстане продажа топлива из конденсата запрещена законом. Экспорт этого сырья дает больше прибыли.

– Такой НПЗ мог бы стоять на Карачаганаке. В конденсате нет тяжелых примесей, из него легко варить бензин, он дешев. Но никто этого делать не будет, – сожалеет М. Шибутов.